/base href="https://klan.argumenti.ru/">
режим PDF / Режим для чтения
Татьяна Москвина, Писатель, критик, драматург
Саша Яковлева прожила как будто несколько жизней. В первой она стала ярчайшей звездой последнего советского кино, ещё студенткой влетев в знаменитую картину Александра Митты «Экипаж», а потом снявшись в популярных фильмах «Россия молодая», «Чародеи», «Человек с бульвара Капуцинов». В начале 90-х сделала как режиссёр фильм «Паром «Анна Каренина» и тут же стала вице-мэром по культуре и туризму родного города Калининграда. Затем заступила на ответственный пост в РЖД. Заседала в горсовете Калининграда как депутат от партии «Яблоко». Собиралась организовать международный фестиваль жанрового кино и снять по своему сценарию картину «Седьмая кошка». Пять лет боролась с ужасной болезнью – и болезнь победила её... Но до этого она всё-таки смогла выйти на сцену и сыграть несколько спектаклей по пьесе «Жена лейтенанта Коломбо» (шла под названием «Две подруги и лейтенант»), главную роль.
Поскольку это моя пьеса, дело разворачивалось на моих глазах. Премьера должна была состояться в огромном зале Дворца культуры имени Горького в Санкт-Петербурге. Все билеты были проданы. Вечером накануне премьеры Саша попадает в больницу, и врачи говорят, что ни о какой премьере не может быть и речи. И Саша сбегает из больницы, выходит на подмостки, два действия, уйма текста, я сижу в зале в полуобмороке, боюсь, что она упадёт прямо на сцене… Но Саша отыграла спектакль так, что зритель ничего и не заметил.
Она была боец – подлинный, лихой и лютый, она была заряжена невероятной энергией и забита-загружена всяческими дарами – артистическим, управленческим, предпринимательским, и всего через меру, через край, на десятерых бы хватило. Не зря в её жизни появились РЖД – она сама-то была как бешено мчащийся паровоз.
В память об Александре Яковлевой привожу несколько фрагментов из нашего с ней разговора на «Радио России – Культура» (эфир 24 августа 2017 года).
Как я влетела в «Экипаж»
Судьба! Меня привела ассистентка Георгия Данелии пробоваться в «Осенний марафон» на роль дочери героев, которых играли Гундарева и Басилашвили. Я студенткой была, училась на знаменитом курсе Льва Додина, где Андрей Краско, Игорь Скляр, Елена Попова, курс «Братьев и сестёр». Данелия смотрит на меня, говорит ассистентке, так-перетак, какая из неё дочка Гундаревой и Басилашвили. И тут входит Митта, съёмочные группы же рядом были, на третьем этаже «Мосфильма», грустный был Митта: «Нет у меня бабы, нет, не могу найти… а кто это?» Я сижу, отшили меня, и вдруг Митта говорит: «Пойдём к гримёрам». Привели меня в волшебную комнату «Мосфильма», посадили девочку с улицы и начали колдовать, и потом сразу утвердили. Сначала партнёром у меня был Олег Даль, ну что не сыграть с Далем-то, потом уже на эту роль Филатова пригласили, а он человек-праздник, ему же тогда чуть за тридцать было, и Митта был тогда молодой, озорной. Рядом – съёмочная группа Швейцера, «Маленькие трагедии», где снимался Высоцкий, он мне яблоки всё время дарил, такой был у него ритуал, ох, жалею, что не засушила я те яблоки. Я весь репертуар Таганки тогда пересмотрела, а потом Дом кино, потом разговоры, и такие люди кругом.
Митта следил, чтоб я не была слишком красоткой, командовал гримёрам – смойте с неё всё!
Смотрю на себя и думаю: «она»
Там, на экране, это не я. Недавно увидела какой-то кадр и подумала – надо же, какая хорошенькая и ещё что-то играет. Эти десять лет, когда я снималась, – это же сон золотой. Главное ведь в жизни что? Главное, чтоб было с кем поговорить. А мне было с кем поговорить. У нас даже в салоне Ту-154 в «Экипаже» в маленьких ролях первоклассные были артисты. А «Чародеи» – Катя Васильева, Семён Фарада, Брондуков, даже Саша Абдулов, вроде бы совсем юный, но там ещё и мозги были! Да, хорошие воспоминания, и роли такие вроде миленькие, но большой, настоящей, серьёзной роли-то не случилось. Как, например, у Татьяны Самойловой в «Летят журавли». Я мечтала – сыграть бы Вассу Железнову! А закончила свою карьеру актёрскую «Человеком с бульвара Капуцинов». Снимали в Феодосии, Коктебеле, в потрясающей компании, но всё-таки это певичка из салуна, а не Васса Железнова. Если бы меня спросили, хочешь ли ты вернуться туда, в то десятилетие, я сказала бы: нет. Лучше бы я эти годы потратила на что-то более ценное. Но бабушка Наталья Яковлевна, которую я безумно любила, видела во мне только актрису, если бы она хотела сделать из меня врача или инженера, я стала бы врачом или инженером, а лучше всего директором завода, о, каким бы я была мощным директором. Я, когда получила второе высшее образование в Политехническом на факультете государственного муниципального управления, была просто счастлива. Всё сдавала на отлично.
Я была крутая Софья
Когда Таня Васильева ушла из Театра Сатиры к Гончарову в Театр Маяковского, мне предложили ввод на роль Софьи в «Горе от ума», где Андрей Миронов играл Чацкого. Представляете, в одной репетиционной комнате – Миронов, Папанов, Ширвиндт, Державин! И Плучек репетирует. У меня была крутая Софья, она же всеми манипулирует – папой, Молчалиным, Чацким, всех держит, не отпускает, такую безжалостную, холодную, властную Софью я играла – хочу, сделаю, дайте! И выглядела потрясающе – причёска, платье. Сколько просила Театр Сатиры найти фотографии, у них же есть, нет, не дают. Несколько спектаклей я сыграла, а потом уехала на съёмку, страдала, разрывалась на части, спросила совета у Миронова, он сказал – театр от тебя никуда не уйдёт, а кино уйдёт, снимайся. Миронов, наверное, был самый интересный человек, которого я встретила в жизни.
Стала вице-мэром
Я когда закончила съёмки своего фильма «Паром «Анна Каренина», у меня в Калининграде умирает бабушка, это был шок, рухнула вся моя жизнь, ведь человек никогда не бывает подготовлен к тому, что он останется без того, что его держит на этой земле. Я пошла к мэру города Шипову и сказала – помогите, я не знаю, с чего мне начинать другую жизнь, и он мне помог. Он сказал – я хочу сделать комитет по культуре и туризму, иди ко мне вице-мэром. Я говорю: я актриса. Он отвечает: а я – капитан первого ранга. И мы пять лет проработали душа в душу. Я сделала тогда фестиваль «Янтарная пантера», который кинематографисты до сих пор помнят, хотя прошло столько лет. Горжусь! Тут и кино развалилось, и я, слава богу, не принимала участия в том, что пошло в 90-е годы. Не удостоилась чести.
Попала в другое кино
Николай Лебедев позвал меня на маленькую роль в свой «Экипаж-2», и я оказалась в совершенно новом кино, я же на плёнку снималась, а тут цифра. Лебедев меня заставил посмотреть кучу этого нового кино, и голливудского, и нашего, – всё другое, новые истории, новые технологии. Я же не ездила на фестивали, мало что смотрела, потому что у меня железная дорога, и если ты лёг в 12, а вставать в 6 утра, в 7 уже планёрка, какое тут кино, какие фестивали. Стала смотреть – понравилось, особенно картины Скорсезе и наш Звягинцев.
Культура выгодна
Калининград – не такой большой город, 450 тысяч населения всего, я его хорошо знаю и понимаю, что такое воля лидера. Когда губернатор решает сделать город съёмочной площадкой, приглашает группы, идёшь по городу и видишь – Машков, Даша Мороз, Саша Цекало, Певцов, весь город в звёздах. В Калининграде сейчас масса сериалов снимается. Потому что есть такой механизм – можно компенсировать продюсерам 20% от бюджета фильма, если он снимается в таком-то городе или регионе, из бюджета региона, потому что это – продвижение образа города или региона, увеличение его привлекательности. Культура выгодна, она двигает экономику. Надо снимать кино, делать фестивали, проводить выставки, и будет центр притяжения, и придётся делать инфраструктуру, строить гостиницы, открывать рестораны. Я хочу сделать фестиваль жанрового кино. И хочу сама сделать фильм, «Седьмая кошка». Это мистический триллер. Мне безумно нужно сказать важные вещи, которые я поняла, о переплетении человека с природой, о том, как человек чувствует или не чувствует землю, на которой он живёт.
Время моё побежало
Совсем недавно я узнала невыносимую для себя вещь – что время моё побежало, время теперь не идёт, не замедляет свой ход, а время у меня бежит. Раньше смотришь на часы и видишь, что следующий час будет не скоро, а теперь ты точно знаешь, что завтра наступит через секунду. Я точно знаю, что человек – это как быстро падающая с небес звезда, она сверкнёт – и больше её никогда не будет, понимаете это слово – ни-ког-да.
У меня четверо внуков, и я хотела бы передать им всё, что я узнала, что накопила внутри.
Распространение электронной версии еженедельника «Аргументы недели» осуществляется учредителем - ООО «Издательство «Аргументы недели», юр.адрес: 119002,ул.Арбат, д.29,1-й эт, пом.IV.ком.2, ОГРН 1207700354223