/base href="https://klan.argumenti.ru/">
режим PDF / Режим для чтения
Владимир Леонов, Обозреватель отдела Промышленность
Как начать летать в новых условиях? Ряд авиакомпаний для обеспечения социального дистанцирования перестали продавать билеты на средние кресла в ряду. Но это сразу влияет на стоимость билетов – самые массовые среднемагистральные авиалайнеры семейств «Эрбас А320» и «Боинг-737» в экономклассе имеют компоновку рядов в пассажирском салоне 3+3. Нехитрый расчёт говорит о том, что полная загрузка самолёта уменьшится ровно на треть, например, со 180 человек до 120! То есть надо минимум на треть повышать цену перелётов. И пока флоты авиакомпаний по большей части прикованы к земле и плотными рядами занимают перроны аэропортов и даже рулёжные дорожки, специалисты ломают голову, как жить дальше.
Противовирусные игры дизайнеров
Итальянские дизайнеры предложили варианты изменения размещения кресел в салонах экономкласса, которые могли бы появиться в самолётах после окончания пандемии коронавируса. Об этом сообщает «Интерфакс» со ссылкой на CNN. Сейчас же они предлагают два варианта размещения пассажиров, цель которых – социальное дистанцирование и защита людей «в соответствии с новыми требованиями».
Вариант «Янус» предполагает ряд из трёх кресел, при этом центральное развёрнуто в обратную сторону. В дополнение к тому, что пассажиры максимально удалены друг от друга, они разделены перегородкой из прозрачного материала. Второй вариант не требует капитальной переделки салонов традиционных самолётов. Дизайн «безопасное стекло» предполагает элементарное разделение пассажиров прозрачными перегородками, что «создаёт изолированное пространство вокруг человека». В этом варианте, напоминает CNN, расстояние между пассажирами всё равно не соответствует современным рекомендациям медиков в 1, 5–2 метра.
Несколько лет назад именно эти дизайнеры привлекли внимание малогуманной идеей стоячих мест в пассажирских лайнерах. Говорят, китайские авиакомпании с интересом рассматривали этот вариант для использования на внутренних авиалиниях, там где есть серьёзная загрузка и время полёта ограничено, например часом, как у нас на рейсах Москва–Санкт-Петербург.
Карантином по испытаниям
МЕЖДУ тем транспортная составляющая в авиастроительной (и не только!) отрасли уже даёт о себе знать. Трещат по швам планы Объединённой авиастроительной корпорации. В очередной раз поплыли «вправо» сроки сертификации ближне-среднемагистрального лайнера МС-21. Надо совершать сертификационные полёты, дорабатывать самолёт и его агрегаты в соответствии с результатами. Но специалисты сидят по своим регионам – кому охота для ерундовой краткосрочной командировки провести два раза по две недели на карантине. А в силу того что в МС-21 тоже предостаточно импортных элементов и вызов специалистов из-за границы превратился в труднорешаемую проблему, границы стран по большей части закрылись.
Идеи с медицинским уклоном
Сейчас массово измеряют температуру тепловизорами. Повышенная – от ворот поворот. Но где гарантия, что ты уже не являешься носителем вируса или относишься к счастливчикам, которые переносят заражение и болезнь без каких-либо симптомов? Таких людей множество... Так что измерение температуры перед вылетом тоже, по сути дела, профанация, способная отсеять лишь явно заболевших людей. Причём не важно чем – повышенная температура может иметь сотни причин. Например, перекупался в холодной воде или перегрелся на солнце.
Где-то предполагают внедрение защитных масок. Допуск на борт исключительно в маске! Но, как известно, маска вовсе не панацея от коронавируса, да ещё в условиях замкнутого пространства салона авиалайнера. При наличии вирусоносителя на борту система кондиционирования воздуха услужливо разгонит вирус по всему самолёту. Более того, если человек уже переболел и выздоровел, при наличии антител к COVID-19, то он безопасен для окружающих и ему самому вообще не нужны средства защиты.
В Philippine Airlines взялись за проблему пандемии со стороны защиты кабинного экипажа. Пассажиры буквально очумели от новой униформы бортпроводников, которая была разработана с учётом защиты и борьбы с коронавирусом. Форма включают в себя перчатки, длинные рукава, удлинённый передник, затянутые воротники, манжеты и защитный прозрачный козырёк. В авиакомпании также отметили, что экипажу выдаются и одноразовые средства индивидуальной защиты. Униформа разработана филиппинским кутюрье Эдвином Таном, который включил элементы фирменного стиля авиакомпании в защитное снаряжение экипажа – три полоски красного, жёлтого и синего цветов.
В отличие от медицинских халатов и средств индивидуальной защиты эта форма не будет одноразовой. Авиакомпания заявила, что экипажу она выдана «вместе со специальной сумкой, в которую кладётся после использования, чтобы забрать её домой, – с инструкциями по стирке». Так что внешне филиппинские стюарды и стюардессы сейчас похожи на врачей инфекционных больниц, работающих в заражённой зоне. Надо отметить, авиакомпания отменила все регулярные рейсы и выполняет исключительно чартеры по возвращению на родину соотечественников.
По-другому поступили в арабской авиакомпании Emirates, базирующейся в эмирате Дубай. Она первой в мире начала самостоятельно проверять пассажиров на коронавирус прямо перед вылетом, прямо на территории аэропорта. Делают экспресс-анализ крови! Процедуру по взятию проб крови проводили медики департамента здравоохранения, и результаты тестирования были известны в течение 10 минут. Опыт интересный, но гарантий никаких. Врачи-эпидемиологи утверждают, что у многих больных даже в тяжёлом состоянии тестирование выдаёт отрицательный результат – здоров! Значит, надо ждать появления абсолютно надёжных и быстрых тест-систем. Тогда можно будет говорить о массовом внедрении такого предполётного контроля. А пока это скорее фактор самоуспокоения для экипажей и пассажиров.
Ещё одна человеколюбивая идея – справка-сертификат об иммунитете. Предлагается ввести документ международного образца, который бы подтверждал, что его владелец был заражён коронавирусом и выздоровел. Причём в этой справке должно быть отмечено, что организм переболевшего выработал антитела и обладает иммунитетом. Это потребует тестирования на антитела, подобные тесты сейчас разрабатываются, в том числе и в России. Концепция вполне интересная. Правда, не вполне понятно, как это будет работать в долгосрочной перспективе. Однако в целом такой сертификат позволит переболевшим COVID-19 спокойно совершать поездки, не думать о масках, средствах дезинфекции. Но это уже чем-то напоминает расовую сегрегацию, например. Есть антитела – ты свободный человек, нет – самоизолируйся. И забудь о путешествиях, командировках, работе.
С перспективными гибридными самолётами придётся подождать
ЕВРОПЕЙСКИЙ авиастроительный концерн Airbus и британская двигателестроительная компания Rolls-Royce закрыли проект будущего – создание демонстратора гибридного пассажирского самолёта E-Fan X. Об этом, как пишет Flightglobal, заявила главный директор по технологиям концерна Грация Виттадини. По её словам, основной причиной закрытия проекта стала пандемия коронавирусной инфекции COVID-2019, сильно ударившая по авиастроительной отрасли и авиационным перевозкам.
Проект E-Fan X стартовал в 2017 году. Он предполагал переделку в гибридный демонстратор пассажирского четырёхдвигательного самолёта BAE Systems Avro RJ100 (BAe 146). На самолёт намечалось установить газотурбинный двигатель Rolls-Royce AE 2100, который бы вращал генератор мощностью два мегаватта. Этот генератор через системы управления и распределения энергии должен заряжать бортовую аккумуляторную батарею и питать электродвигатель с винтовентилятором мощностью два мегаватта, установленный вместо третьего турбореактивного двигателя. Первый полёт демонстратора гибридного самолёта изначально планировался на 2020 год, но затем его перенесли на 2021-й. После первого этапа лётных испытаний на E‑Fan X электрическим вентилятором планировалось заменить второй двигатель.
Распространение электронной версии еженедельника «Аргументы недели» осуществляется учредителем - ООО «Издательство «Аргументы недели», юр.адрес: 119002,ул.Арбат, д.29,1-й эт, пом.IV.ком.2, ОГРН 1207700354223