режим PDF / Режим для чтения

Юбилей мастера

Татьяна Москвина, Писатель, критик, драматург

Многократному лауреату премий «Золотая маска», дважды лауреату международной премии The Opera Awards, новатору по жизни и на театральной сцене российскому оперному режиссёру Дмитрию Чернякову 11 мая исполнилось 50 лет.

С юбилеем его поздравляют театральный режиссёр Лев Додин, художественный руководитель Малого драматического театра Санкт-Петербурга (Театр Европы):

– Мне повезло: я видел один из ранних, один из первых спектаклей Дмитрия Чернякова «Двойное непостоянство» Мариво на малой сцене театра «Глобус» в Новосибирске. Причём видел именно в Новосибирске, именно на этой сцене, ещё не зная самого имени Дмитрия Чернякова. Я помню, что был поражён удивительно последовательным стремлением к элегантному совершенству, стремлением к точности, законченности, стильности формы и связанности её со смыслом… Все эти свойства тогда были крайне редки для современного театра, для современной молодой режиссуры. Впрочем, они крайне редки остаются и для сегодняшнего театра. Этот спектакль был номинирован на «Золотую маску», и я видел, как были счастливы, как кричали «ура» артисты театра и занятые в этом спектакле, и не занятые в нём.

Я хорошо запомнил незнакомого мне тогда ещё застенчивого молодого человека с косичкой, который относился ко всему этому довольно спокойно, как будто понимая, что всё так и должно быть. «Золотая маска» оказалась в руках Дмитрия, и дальше пошли всё новые и новые высоты, но с переключением в оперное искусство. Мне опять же повезло – я видел один из первых спектаклей «Евгения Онегина» в Большом театре. Кроме талантливой свежести решения – был удивлён стремлением опять же к элегантной, стильной последовательности: последовательности формы, последовательности смыслов, связанности этих смыслов, желанием выдержать логику этих смыслов – опять же свойства, которые и сегодня продолжают быть редки в театре.

Сегодня Дмитрий Черняков обрёл европейское и мировое имя, поэтому лишних комментариев уже не нужно. Я рад, что он появился в русском и европейском театре. Рад, что мы знакомы и иногда имеем возможность немножко поговорить, – он искренний и серьёзный собеседник.

И мне с высоты или, вернее, с низины своей нынешней взрослости хочется сказать только одно: «Дмитрий, поздравляю Вас с сегодняшним первым юбилеем. Вы даже не представляете себе, насколько вы молоды и насколько, если судьба будет благосклонна, у Вас много всего-всего впереди. Я в этом уверен. Желаю Вам, может быть, кроме здоровья и сил – а оперному режиссёру они нужны в бездонном количестве – иметь и приобретать с каждым годом возможность всё больше и больше делать только то, что Вы хотите, только так, как Вы хотите, только с теми, с кем Вы хотите, только тогда, когда Вы хотите, и только там, где Вы хотите. Дай вам Бог решимости, воли. Берегите себя, свой талант, свою голову, свои руки, свою энергию».

Свои поздравления передаёт интендант Лионской оперы, директор Баварской оперы Серж Дорни:

– Дмитрий Черняков – невероятно интересный режиссёр. Или, я бы скорее сказал, крайне пытливый режиссёр. Будь то его «Дон Жуан», «Онегин» или «Садко», он даёт этим произведениям новую актуальность, новое проникновение. И его прочтение не оставляет нас равнодушными, оно остаётся с нами в течение длительного времени. Искусство существует не для утверждения, искусство существует для того, чтобы задавать вопросы, и театр Чернякова – это театр, который задаёт вопросы.

Дорогой Дмитрий! Я поздравляю тебя с днём рождения! В эти странные непонятные времена я размышляю обо всём, что ты нам дал. О твоём исключительном творчестве и, как говорил Оскар Уайльд, «с зимой приходит мудрость». И сам я только жду будущего. Будущего вместе с тобой и будущего многих проектов, которые мы будем разделять с тобой. Я желаю тебе счастливого дня рождения в этот знаменательный день!

Интендант Парижской оперы Стефан Лисснера передает свои поздравления:

- Мой дорогой Дима, с Днём Рождения!  

Я считаю тебя одним из самых великих режиссёров сегодняшнего дня! Именно тебе удалось стать человеком, который способен, через работу с драматургией, с актёрами, через свой ум и свое прочтение произведения, -  открывать миру великие российские и мировые оперные шедевры – и, прежде всего, русские  оперы.Твоё желание быть первооткрывателем для мира и европейцев – прекрасно, меня это очень трогает! И я чувствую как ты взволнован, как ты стараешься  по новому прочитать произведения, которые восхищали тебя ещё в детстве.

Вместе с тобой мы поставили оперные постановки в Милане, в Парижской опере… Каждый раз, будь русская опера или  французская (как может быть «Троянцы») – через своё видение, через драматургию – ты всегда приносишь что новаторское, но все это рождено из произведения. Это восхитительно! Ты всегда жаждешь рассказать свою историю, но при этом бережно относишься к первоисточнику,  к либретто.  

Я восхищаюсь и уважаю твою работу! И среди всех встреч, которые были у меня в жизни (а в моей жизни я встречался с очень многими режиссёрами, великими режиссёрами), ты для меня занимаешь совершенно особое, исключительное место!

Крепко тебя целую, Дима!

P.S. «Аргументы недели» присоединяются ко всем поздравлениям Дмитрию Чернякову! Мы с нетерпением и надеждой ждём будущих громких премьер на российских и мировых театральных сценах.

Сергей СЫЧ

Не время для премий

Татьяна Москвина, Писатель, критик, драматург

Четырнадцать лет назад вышел первый номер газеты «Аргументы недели», где я имею честь служить, и все эти годы я исправно и, надеюсь, не без пользы для читателей обозреваю события культуры. Хожу в театры и кино, читаю книги, общаюсь с людьми. И вот в условиях лихой перезагрузки и тотального обнуления задаюсь вопросом: а что по-настоящему важно в культуре, что следует обязательно поддержать в будущем, а от чего можно спокойно отказаться?

Думаю, что бестрепетно можно отказаться от господдержки абсолютно всех премий в области искусства. Если какие-то очумелые частные лица решат вливать питание в «Золотую маску» (театр); «Золотого орла» и «Нику» (кино); «Национальный бестселлер» и «Большую книгу» (литература) – это их неотъемлемое право. Хотя пафосно-торжественный тон этих церемоний и разгул личных амбиций деятелей искусств на нынешнем историческом и гормональном фоне совершенно неуместны. У некоторых премий и так нет господдержки, некоторые принимают помощь сложным маскировочным образом – скажем, Сбербанк вроде бы фигурирует в качестве симпатизанта «Золотой маски», так позвольте полюбопытствовать, деньги Сбербанка, они вообще откуда берутся, они что, принадлежат лично г-ну Грефу? По-моему, прошли времена всех этих «балетов» – жёсткая экономия средств, очевидно, станет главной на повестке дня. Секвестировав расходы на премии, можно хоть немного, да сэкономить.

Фестивали? Тут сложнее. Не все фестивали бесполезны так откровенно, как премии. Я бы оставила маленькие, недорогие фестивали, с небольшими бюджетами и явной просветительской миссией – фестивали всяческих дебютов, фестивали искусства для детей и юношества, студенческие и так далее. А вот дорогим и пафосным мероприятиям пришлось бы умерить аппетит и сократить запросы.

Решительное «нет!» – масштабным проектам реконструкций музеев, новым сценам театров, возведению всяческих бессмысленных и бездарных «культурных центров». Сберечь (а иногда и спасти) то, что уже есть, что является бесспорной ценностью: старые дома и усадьбы, парки и скверы, монументы, исторические ландшафты – вот была бы настоящая и главная задача тех, кто по-настоящему любит и ценит культуру. Пусть нет на это больших денег – есть люди, добровольцы, которые в каждом, к примеру, крупном городе России готовы своими руками восстанавливать то, что доведено негодным управлением до руин. Им денег не надо – остановите бульдозеры, не уничтожайте прошлое, не трогайте неповторимое, дайте нежно и бережно его сохранить, потому что культура – это память прежде всего. С такими людьми, каковы, к примеру, лидеры московского общественного движения «Архнадзор», Министерству культуры России и департаменту культуры Москвы хорошо бы вести постоянный, несмолкающий диалог. Ведь это не бессмысленные «активисты» – это высокообразованные граждане, квалифицированные специалисты-краеведы, знающие столицу, как мало кто её знает.

Взаимоотношения государственных денег и кинематографа – для меня тёмный жуткий лес. Вспоминается один градоначальник в «Городе Глупове» Салтыкова-Щедрина, который «умер от натуги, пытаясь постичь некий указ». И я боюсь умереть от натуги, пытаясь постичь действия Фонда кино, где все участники – и те, кто деньги распределяет, и те, кто претендует на долю, – повязаны могучей московской грибницей родственных и дружеских связей. Мы, зрители, видим только результат – и ничегошеньки не понимаем. Где наша жизнь в этом потоке военно-спортивных игр лучезарного патриотизма, где мы – настоящие, живые, любящие и ненавидящие, несчастные и счастливые? Ладно, непостижим для меня Фонд кино. Но я два года хожу на собрания правления Союза кинематографистов Санкт-Петербурга (поскольку состою в нём), где доблестный режиссёр, наш председатель Сергей Снежкин рассказывает нам, что в городе никакого кино нет, вымирают целые профессии, а «Ленфильм» под руководством гражданина Э. Пичугина давно превратился в чучело студии в натуральную величину. Путём взаимной переписки с начальством нам удалось ликвидировать Пичугина как руководителя «Ленфильма», но кина, как вы понимаете, от этого сразу не прибавилось. Тут нужна целенаправленная, долгая, тщательная программа восстановления кинематографа. И опять-таки деньги на это очень нужны, но направлять их с умом и пользой – куда важнее. Слушать умных людей, квалифицированных специалистов и тратить средства с умом – такой девиз выдвигаю для эры кризиса.

Литературу, конечно, надо поддерживать, помогать издательствам, особенно небольшим, но литература ведь вообще очень мало денег сжирает. Если бы, вместо того чтобы выдавать 3 миллиона рублей в одно литературное лицо, как это делает «Большая книга», учредить десять стипендий способным молодым писателям (по 300 тыс. в год), было бы куда больше красоты и пользы. Но вообще литература беспокоит меньше всего – из нашего человека ведь Логос не выбьешь никакими силами – писали и будут писать. Государственных денег писатели, как правило, не тратят – ну разве уйдут в идеологи, тогда появляются другие перспективы, тогда открываются те самые Закрома Родины, вот Прилепин не даст соврать. Но это удел немногих. С театрами вопрос куда сложнее.

Уже два месяца, как я не была в театре, и это со мной впервые, страшно сказать, за полвека. Когда-то театр был для меня насущной необходимостью, теперь – не знаю, что и сказать. С одной стороны, я всей душой за театр, во всём его буйном разнообразии. С другой – я за театр, но без кураторства «Золотой маски», без непомерно раздутых цен на билеты, без глупого проплаченного пиара, без сомнительных назначений художественными руководителями лиц неопределённого рода занятий. Театр стал тусовкой узкого круга «посвящённых» и позволяет себе игнорировать мнения и запросы значительной части образованной публики. Предвижу, что накопившая в карантине сил публика начнёт активно сражаться за свои права, когда восстановится порядок вещей, – и, к примеру, найдёт в себе достаточно энергии, чтобы завершить последний акт трагедии «Эдуард Бояков в МХАТе имени Горького» эффектным, ярким финалом. А Светлана Врагова, уволенная с поста худрука созданного ею театра «Модернъ» и выигравшая уже четыре суда, в которых было доказано, что никаких финансовых нарушений она не производила, – вернётся на своё законное место…

Я не пророк – я мечтатель. Желаю для родимой культуры всего самого наилучшего, чтобы кураторы и деятели её тратили государственные деньги с умом. Не время транжирить. И, как сказал один товарищ в своё время, «кадры решают всё».

 

Распространение электронной версии еженедельника «Аргументы недели» осуществляется учредителем - ООО «Издательство «Аргументы недели», юр.адрес: 119002,ул.Арбат, д.29,1-й эт, пом.IV.ком.2, ОГРН 1207700354223