/base href="https://klan.argumenti.ru/">
режим PDF / Режим для чтения
Владимир Леонов, Обозреватель отдела Промышленность
Пока США ставят печальные антирекорды по коронавирусу, ряд американских военных в отставке строчат доклады о грядущей войне между НАТО и Россией за Прибалтику. На днях вышел очередной труд под названием «Пока что-то не сдвинется с места. Подкрепления в Прибалтийском регионе в условиях кризиса и войны». Любопытный образец «творчества душевнобольных».
Отставной козы барабанщики на докладе
Автором доклада является отставной генерал-лейтенант Бен Ходжес. До 2017 г. командовал группировкой ВС США на европейском театре, прославился рядом нелицеприятных высказываний о реальном состоянии военной мощи США вообще и в Европе в частности. А позже, уже в отставке, – откровенно глуповатыми заявлениями на ту же тему. Соавтором является полковник в отставке Рэй Войчик – ранее – военный атташе в Варшаве, а ныне осевший там же в качестве директора некоего «Центра европейской политики». Есть и третий соавтор – Тони Лоуренс - бывший сотрудник министерства обороны Великобритании, ныне осевший в каком-то Международном центре обороны и безопасности в Таллине. Очередной агент влияния на нестойкие умы «новых натовцев», которому дома работы не нашлось – заняли более умные.
Доклад готовился в рамках пиар-кампании больших учений США и НАТО, в рамках которых планировалась медленная и печальная (целых 2 месяца) переброска американской группировки силой в дивизию в Европу, а затем в Польшу и Прибалтику. Но учения оказались сорваны ничтожнейшим коронавирусом и свернулись в штабную игру на картах и компьютерах.
Оба варианта хуже
Отставные эксперты рассматривают в своём докладе два варианта – «отвоевание Прибалтики назад» и «превентивное упреждение ВС РФ в развёртывании». Оба варианта при их внимательном рассмотрении порождают главный вопрос: а как, собственно, генерал Ходжес дослужился до своих звёзд и должностей с такими прорехами в понимании элементарных для нормального военного вещей? И что это за армия, где он смог выслужиться?
В первом варианте авторы считают, что армия России молниеносно захватит вожделенную Прибалтику и тут же засядет в глухую оборону, ничего вообще не делая. Прямо как Саддам в 1990 году после захвата Кувейта. Полный бред. Если уж дошло до такого способа разрешения противоречий, то любой офицер, закончивший наши училища, знает, что утрата инициативы недопустима. И никто не остановится на Прибалтике, даже если Россия будет вести оборонительную войну. Но в реальности Бена Ходжеса всё иначе.
Для «отвоевания» Прибалтики потребуется группировка численностью более 300 тыс. человек только сухопутных войск (СВ). Причём американцев потребуется минимум 3 тяжёлых дивизии, и с комплектом соединений усиления, не менее 100 тыс. человек в сумме. А в США всего 10 сухопутных дивизий, из них тяжёлых даже не половина. При этом авторы ссылаются на планы ныне сорванных учений и отмечают, что для переброски из США одной дивизии нужно порядка 60 суток, а на всю требуемую группировку – порядка полугода.
Надо учесть и то, что войска нельзя перебросить непосредственно в Прибалтику или Польшу – всё Балтийское море будет под прицелом российских береговых противокорабельных ракетных комплексов, и не только их. А самолёты не смогут летать из-за ПВО. И выгружаться придётся где-нибудь в Бенилюксе или западной части ФРГ и потом наступать поначалу по европейским дорогам 1500 км. Притом что их пропускная способность невысока для тяжёлой техники, а большинство мостов не выдержат танк «Абрамс» или немецкий «Леопард-2А6».
Увы, но и десантно-переправочных средств в армии США осталось мало. Часть из них эти танки тоже не выдержит, а про европейцев и говорить нечего. По «железке» тоже не лучший вариант – тяжёлых железнодорожных платформ грузоподъёмностью более 70 т в Европе для такой техники совсем мало. А только одной бронетанковой бригады США нужно 17 больших эшелонов. При этом и в Атлантике перебрасываемые конвои в безопасности от действий нашего подводного флота не будут.
Сбросим маски!
Россия ждать у моря погоды, ожидая пока все очухаются и соберутся, не будет. Подобную операцию НАТО никак не скроешь, и наша реакция понятна. Нам на переброску войск из глубины страны потребуются не месяцы, а дни и недели. Да и сроки мобилизации и боевого слаживания всех ВС страны по протоколам военного времени намного меньше, чем требуемые натовцам полгода. Кроме того, мечты вероятного противника об ограниченной войне с Россией в Европе без ядерного применения не ближе к реальности, чем вариант, что через несколько дней коронавирус просто исчезнет.
Учитывая тотальное превосходство ВС РФ в тактическом ядерном оружии (ТЯО) и средствах его гарантированной надёжной доставки, – вопрос считаных дней, когда мы при таком сценарии начнём громить супостата «светом и теплом». Это нужно для того, чтобы расчищать дорогу своим дивизиям и бригадам, как написано на этот случай в руководящих документах. К примеру, в полосе наступления дивизии может быть нанесено до десятка ударов ТЯО малой мощности. И чего тогда будут стоить все эти натовские планы? Тут или идти на полную эскалацию с применением ядерного оружия или поднять руку повыше и махнуть на прощание сказочно прекрасным Прибалтике, Польше или сразу всему ЕС.
Непонимание сути
Авторы доклада не понимают или делают вид, что не понимают важной вещи. Войну между НАТО и РФ исключать полностью нельзя. Но целью этой войны не может быть вымирающая Прибалтика, равно как целью Первой мировой не могла быть защита Сербии или наказание её за выстрел студента Гаврилы Принципа. Тогда противостоявшим сторонам был нужен лишь повод для быстрого решения накопившихся вопросов передела мира.
Так и в вероятном будущем причиной войны может стать что угодно, но не три забытых богом клочка земли. Они могут стать лишь побочной целью. Понятно, если дойдёт до такого развития событий, то держать у себя в тылу «вражеские» земли мы не будем. Но если нас к этой войне вынудят, как к последнему средству выяснения отношений с НАТО. Целью войны может стать лишь полный и решительный разгром всей коалиции стран-противников. Её ликвидация и капитуляция.
Пир духа во время чумы
Так что во время пандемии коронавируса этот доклад выглядит забавным анахронизмом. Кто воевать-то собрался? Уж не США ли, где власти довели население пропагандой беды от сезонного гриппадо полного сумасшествия и упрятали всех, включая военных, по норам? Или европейские страны НАТО, где психоз от сезонного гриппа ещё гаже? А что там будет при объявлении войны? Где мы понастроим столько лагерей для сдавшихся в плен в первые же часы?
Ярослав ВЯТКИН, военный обозреватель «АН»
Владимир Леонов, Обозреватель отдела Промышленность
Военно-транспортная авиация ВКС России в последние недели весомо подтвердила своё право на существование. Ан-124 «Руслан» слетал с грузом гуманитарной помощи в США, 15 самолётов Ил-76 перебросили в Италию целую группировку представителей войск РХБЗ (радиационной, химической и биологической защиты) вместе с техникой и спецсредствами для борьбы с коронавирусом, 11 полётов с аналогичными целями осуществлено в Сербию. Ан-124 летел в Нью-Йорк с двумя посадками на дозаправку. Значит, был загружен полностью. В полупустом варианте долетел бы напрямую. Очередной блестящий выход наших военных лётчиков на международную арену с благородной гуманитарной миссией.
Нужен ли России сверхтяжёлый транспортный самолёт с большой дальностью? Вопрос риторический – конечно, нужен, и сегодняшний день это показывает. И Сирия, к слову, тоже. Другое дело, что Ан-124 строил весь Советский Союз. Но ресурс самолётов, стоящих на вооружении ВТА ВКС России, не бесконечен. Летающих Ан-124 у военных 9, по некоторым данным, и того меньше. Полтора десятка на хранении. Значит, надо создавать новую машину?
Рассчитывать можно исключительно на свои силы, потому, что в международной кооперации стратегические военно-транспортные самолёты межконтинентальной дальности строить нельзя, в любой момент «партнёры» могут создать проблемы в производстве и эксплуатации. Ещё один немаловажный момент: перспективному сверхтяжёлому транспортнику потребуется авиационный двигатель соответствующей мощности, с тягой не меньше 30 тонн. Такого двигателя Объединённая двигателестроительная корпорация предложить не может. Работы над перспективным двухконтурным турбовентиляторным двигателем сверхбольшой мощности ПД-35, с тягой на взлётном режиме от 33 до 40 тонн, ведутся в Перми, но в серийном производстве он появится не раньше 2028 года. То есть опять опаздываем. При этом проекты двигателей большой тяги, до 44 тонн, уже в конце 80-х были подготовлены в Самаре на нынешнем ПАО «Кузнецов». Развал СССР не позволил довести начатое до практического воплощения. Для сравнения: самый мощный в мире двигатель американской компании «Дженерал Электрик» GE90-115B выпускается с 1995 года, показал тягу без малого 57 тонн, его ставят на «Боинг-777».
Но наследник Ан-124 всё же будет – «Слон» или «Ермак», их модели уже тестировали в аэродинамических трубах ЦАГИ. Возможно, в работу возьмут достаточно хорошо проработанный проект КБ «Ильюшин» Ил-106. Но возникает вопрос – потянет ли экономика создание этих сложных и безумно дорогих в разработке и производстве самолётов исключительно в интересах Вооружённых сил? Не факт. Значит, надо планировать выпуск коммерческих версий. Впереди пока туман.
Надо признать, военно-транспортная авиация сегодняшней России практически в разы уступает возможностям советского периода. В 1992 году тяжёлых транспортных самолётов Ил-76 в войсках было 435. Сегодня – около сотни. Постепенно модернизируются ранее построенные тяжёлые Ил-76МД, в Ульяновске организовано производство осовремененной версии самолёта Ил-76МД-90А, первые машины переданы заказчику. Так что без тяжёлых транспортных самолётов Воздушно-космические силы не останутся. Нельзя без них!
Ан-124 «Руслан»
Самолёт совершил первый полёт в 1982 году. Через пять лет серийные машины стали поступать в войска, а ещё через два года в 566-м военно-транспортном авиационном полку 12-й авиационной дивизии было уже 28 этих гигантов. Всего было построено 56 самолётов, по большей части на серийном заводе в Ульяновске. Единичные экземпляры достраивались из задела вплоть до 2004 года. Говорят, оснастку и стапели для их производства демонтировали.
Уникальный тяжеловоз сегодня оказался яблоком раздора между Россией и Украиной – конструкторская документация принадлежит ГП «Антонов», и Киев всячески педалирует эту тему. Но после 2014 года конструкторское сопровождение российских Ан-124 ведёт «Ильюшин», а техническое обслуживание и модернизацию самолёты проходят на ульяновском «Авиастар-СП». С двигателями Д-18Т тоже есть проблемы, их делали на предприятии «Мотор Сич» в Запорожье. Аналогов подходящей мощности, с тягой почти 24 тонна-сил, в России не выпускают, поэтому вся надежда на своевременный и качественный ремонт тех, что находятся в эксплуатации. На планах «Мотор Сич» создать двигатели Д-18 нового этапа со значительно улучшенными характеристиками и тягой под тридцать тонн поставила крест политическая ситуация на Украине. Модернизированные версии самолёта способны перевозить грузы до 150 тонн. С грузом 120 тонн Ан-124 летит на дальность 5400 километров.
Распространение электронной версии еженедельника «Аргументы недели» осуществляется учредителем - ООО «Издательство «Аргументы недели», юр.адрес: 119002,ул.Арбат, д.29,1-й эт, пом.IV.ком.2, ОГРН 1207700354223