/base href="https://klan.argumenti.ru/">
режим PDF / Режим для чтения
Михаил Делягин,
Привет-привет, дорогие читатели «Аргументов недели»! Хотел было написать про «Дракулу» Люка Бессона, но перечислять откровенные пошлости и сценарные глупости не стал. Хочется писать о том, что вызывает мысли и ласкает вкус. К таким фильмам отношу «Лермонтова» Бакура Бакурадзе.
Напомню, он соавтор сценария фильма «Вызов», действие которого происходит в космосе, участник многих кинофестивалей, в частности Каннского. На сей раз он показал историю последнего дня из жизни Лермонтова. Здесь герой предстаёт совсем не великим поэтом, но, несомненно, заслуживающим внимания.
Режиссёр выбрал на роль главного героя стендап-комика Илью Озолина, наделившего своего героя неподвижным выражением лица. Вероятно, чтобы выделить его особость. Фильм начинается с раннего утра накануне трагической дуэли. Лермонтов покидает своё аскетичное жилище типа сакли и скачет на коне вдоль красивых окрестностей подножия горы Машук, что на Северном Кавказе. Скачет к горной речке, чтобы искупаться. Он раздевается на общем плане и спускается к берегу. Камера не следует за ним, останавливаясь на плане ветки дерева.
Но уже видно, что он маленький и узкоплечий. Камера оператора Павла Фоминцева любит снимать его со спины. Вот он ведёт свою лошадку за уздечку. Вот мы видим его затылок за столом в пустой кафешке. Вот он приближается к весёлой компании во время пикника в лесу, когда камера держит в фокусе его спину, а господ держит в расфокусе. Герой резко выделяется из окружения своим хмурым видом. Засмеётся только однажды – в эпилоге, после смерти.
Героя «делает» и общество, распивающее на завтрак шампанское. Кавалеры и госпожи обсуждают его дерзости и колкости, разные выходки, но про дуэль не знает ещё никто. Пока же у господ есть и другие занятия – купание в целебных источниках по 50 копеек за билет. В своей новелле Бакурадзе смакует всё экзотическое. В кадре вообще нет местных селян, только постояльцы офицеры да гости из Пятигорска. Лишь барашки урчат в своих загонах, кто же за ними присматривает? Слуги тоже славянской внешности. Но Бакурадзе не делает реалистическое кино. Он сочиняет новеллу, где есть главный герой и второстепенные персонажи. Ему не нужна правдоподобная массовка. В его октаве немногим больше семи нот.
Уединившись в лесу со своей дальней родственницей Екатериной Быховец (Вера Енгалычева), Лермонтов жалуется на одиночество, бессмысленность и скуку жизни, бесконечные вино и картёжные игры. Да ещё волокита за дамами. Екатерина утешает его, просит прочитать стихи. Он, обнявшись с ней, читает грустно: «Ночевала тучка золотая // На груди утёса-великана…» Стихи про одиночество умиляют героиню. Она обещает ухаживать за ним. Она спрашивает, не заблудились ли их друзья – её тётка и брат Александра Пушкина Лев? Лермонтов отвечает: «Да совокупляются где-то в кустах». От такого вульгаризма Екатерина расстраивается. Но в своей новелле Бакурадзе именно так допускает и чувство юмора. Он показывает место, где в самом деле совокупляются герои, – на мгновение дав крупно лицо героини. Дальше всю эту короткую сцену мы «слышим» за кадром, чем они занимаются, а в кадре видим красивую осеннюю листву, которую в следующей сцене герои будут вполне комично стряхивать со своей одежды.
Интересно решён и образ убийцы поэта – Мартынова (Евгений Романцов). В отличие от Лермонтова он красавец. Мы застаём его за охотой на вальдшнепов, у пояса болтаются ощипанные птички. За ощипыванием очередной жертвы внимательно наблюдает оператор. Одна из светских девиц просится пострелять. Мартынов заряжает ружьё, она стреляет, отшатывается – «как из пушки», а через пару сцен мы видим их объятия. Бакурадзе не поскупился на тёплые краски, добавив крутящихся под ногами весёлых охотничьих псов.
Действие фильма происходит на природе, среди лесов, рощ и кустарников. Среди деревьев, тощих и нетощих, но всегда роняющих свой осенний красочный лист. Ради музыки цветовых гамм Бакурадзе сдвигает день дуэли с июля, когда на Северном Кавказе вся листва зелёная, на осень. Но тогда купание Лермонтова в ледяной горной реке кажется странным. В фильм попадает и кадр с голым мужским телом в речке, затылком к нам, лицом в воде, медленно уплывающим из кадра. Такой откровенный символизм мне показался излишним.
В заключение скажу, что это не мой Лермонтов, но фильм затягивает. Он нетороплив, он богат на красоты ландшафта, на необычные, а иногда просто красивые лица актёров и актрис. Богат на этнографические детали быта, на монтаж разных эмоций, которые разнообразят постоянное предощущение трагедии. Такой самодельный Лермонтов мне был интересен. Так что я рекомендую вам его посмотреть – время с Бакурадзе вы проведёте не зря.
Пока, пока!
Ваш Сергей ШОЛОХОВ
Михаил Делягин,
Либеральная бюрократия привычно списывает нарастающие трудности с бензином на удары бандеровских беспилотников по нефтеперерабатывающим заводам (НПЗ). Конечно, эти удары наносят ущерб: фотографиями их последствий наводнены социальные сети.
Однако серьёзные проблемы с бензином возникали и до начала этих ударов. Скажем, в конце лета 2023 года тогдашний министр сельского хозяйства публично предупреждал о реальной угрозе урожаю из-за этих проблем. А выдвижение его вскоре после этого на высокий пост заместителя председателя правительства стало наглядным подтверждением его правоты – причём не только с содержательной, но и с аппаратной точки зрения.
В прошлом году ситуация во время уборки урожая была такой, что уже нынешний министр сельского хозяйства всерьёз призывала молиться, – и это было вызвано отнюдь не только внезапным и разрушительным повышением ключевой ставки Банка России.
Да, в этом году бюрократия нашла «политкорректное» объяснение бензиновым кризисам: во всём виноват враг (и, разумеется, его пособники, не способные наладить систему защиты объектов жизнеобеспечения даже в глубине российской территории).
Однако до ударов беспилотников причина бензиновых кризисов была совершенно иной и заключалась в налоговой политике.
Ещё в 2018 году под давлением Запада и олигархов наряду с повышением пенсионного возраста было принято решение о так называемом «налоговом маневре»: полном освобождении от платежей в бюджет экспорта сырой нефти с переносом всего фискального бремени на её использование внутри страны.
В результате фискальная нагрузка на нефтяную промышленность осталась максимальной – не менее 70%, но была перераспределена. Экспорт сырой нефти был простимулирован полным освобождением от платежей в бюджет, а вся их тяжесть была заботливо переложена на технологически сложную переработку.
Цены на бензин взлетели, создав колоссальные проблемы стране (которые сохраняются и по сей день), но всё равно остались недостаточными для прибыльности НПЗ. Они в один день из «центров прибыли» превратились в «центры убытков», и, чтобы не допустить их закрытия, государство начало дотировать их абсурдно усложнённой схемой так называемого «обратного акциза».
Эта субсидия неуклонно растёт: если при введении «налогового маневра» она составляла четверть от всего налога на добычу нефти, то в 2027 году официально ожидается на уровне 43, 5%. В этом году её величина должна составить 4, 1 трлн рублей.
Разумеется, никакая субсидия не является достаточной (да ещё и в условиях патологического занижения официальной инфляции), а дефицит бюджета ведёт к постоянным попыткам её занижения.
В результате налоговая политика превратила НПЗ, эти жемчужины нефтяной отрасли и кормилицы нефтяных компаний, в обузу для последних. Они являются центрами убытков, порождающих постоянные конфликты с Минфином вокруг их дотирования и с населением – из-за абсурдно завышенной цены бензина (не менее двух третей которой составляют бюджетные платежи). В результате о развитии НПЗ не идёт и речи, и нефтепереработка хиреет, создавая реальную стратегическую угрозу для безопасности России.
Сбивать беспилотники врага Россия научится. А вот налоги, введённые плохо знакомыми с жизненными реалиями чинушами, останутся.
Распространение электронной версии еженедельника «Аргументы недели» осуществляется учредителем - ООО «Издательство «Аргументы недели», юр.адрес: 119002,ул.Арбат, д.29,1-й эт, пом.IV.ком.2, ОГРН 1207700354223