режим PDF / Режим для чтения

«Золотое дно» российского кинематографа

Сергей Сыч, журналист, обозреватель, продюсер

Российские производители сериалов снова продемонстрировали свой самый натренированный навык: взять идею какого-нибудь удачного западного проекта и перенести его на российскую почву. Говорить об этом стоит без иронии: иногда наша копия лучше оригинала заходила зрителю, по- гружённому в отечест­венный контекст. Недавно вышедший сериал Ильи Ермолова «Золотое дно» обречён на сравнения с культовыми «Наследниками», но не кажется их откровенной калькой.

Сценаристом «Золотого дна» выступил Сергей Минаев в соавторстве с однофамильцем Дмитрием. Ну а кто, если не он, должен пересаживать к нам корпоративную сагу про семейство Рой, которое втягивается в войну всех против всех за обладание многомиллиардными активами?

Минаев написал главный роман 2000‑х «Духless» – про золотую, но абсолютно пустую молодёжь из многоэтажных бизнес-цент­ров. И хотя стиль Сергея, топ-менеджера столичной конторы по производству консервированного гороха, далёк от литературных эталонов, писал он с натуры, а тираж бестселлера пробил потолок в миллион экземпляров. Многоголовое племя офисных сотрудников узнало рабочие метаморфозы и онегинский сплин, следующий за попытками по-советски смыть их осадок в отнюдь не спортивных клубах. Минаев оказался востребован в кино, написав сценарии для своего же «Духless», а также заметных на нашем ТВ проектов «Спящие», «Селфи», «The Тёлки». Логично, что и вдохновлённый «Наследниками» сериал про морально изувеченную деньгами семейку должен тоже создать он.

Хотя в «Наследниках» угадываются мотивы «Короля Лира», Минаев решил не акцентироваться на драматургии Шекспира, от которого российский зритель далёк. Ему важнее было избежать обвинений в прямом копировании, что в итоге и удалось: вместо телекоммуникационной компании в «Золотом дне» делят строительную, а её харизматичный владелец в самом деле умирает, а не лишь собирается помирать.

Алексей Градов (Ростислав ­Бершауэр) достиг, кажется, всех высот: у него гигантский бизнес для денег и винодельня для души, трое детей, две жены и одна любовница. Правда, у воротилы неприятный конфликт с теневым партнёром: крупный чиновник Геннадий Кудрявцев (Игорь Гордин) много лет лоббировал интересы градовской «Галактики» под красными коврами, но однажды оказался не у дел и потребовал у Алексея слишком много и слишком резко. Жёсткий владелец под угрозы Кудрявцева не прогнулся и получил по знакомой программе: проверки, аресты счетов, маски-шоу. Градов едет за советом во Францию к своему отцу Юрию (Алексей Гуськов), который уже 10 лет как отошёл от дел. Но помимо подсказок сыну в трудную минуту нужно от папаши и чего-то недополученного в детстве: улыбки, доброго слова, любви. Но Градову-старшему не до сантиментов – и сына после встречи с ним настигает инфаркт.

Наследников туча. У троих детей по 10% акций, от 5 до 10% – у разных колоритных персонажей: бывшего бандита из 1990-х, кубанского олигарха, косящего под аристократа, обидчивого ресторатора. Ещё 20% в качестве джокера лежат в кипрском офшоре. Да ещё дед Юра решил вернуться в большую игру с заслуженной пенсии и сплотить семью. Любовница покойного Алексея Градова – финансовый директор Надежда Воскресенская (Юлия Снигирь) оказывается в роли двойного агента, который непонятно на чьей стороне: влюбившегося в неё деда или обещавшего сладкую месть всем Градовым антагониста Кудрявцева.

Герои ладно встают на шахматную доску, представление кто есть ху занимает первые пару серий, а каждый последующий эпизод посвящён попытке противоборствующих сторон перетащить на свою сторону кого-то из колеблющихся акционеров. По идее держать зрителя в тонусе все 8 серий должны яркие актёрские работы и непредсказуемые повороты сюжета, шокирующие далёкого от большого бизнеса обывателя суровыми российскими реалиями. Со всем этим не то чтобы плохо – просто ничего выдающегося.

Сама мегакорпорация «Галактика», служащая объектом схватки, никак не представлена. Всё значимое в ней вершится на совещаниях, где вопиюще некомпетентные дети Алексея Градова меряются амбициями. А из наёмных профи показывают только Воскресенскую и безопасника Александра. Совершенно непонятно, как «Галактика» вообще приносит прибыль при таком стиле управления. Старший сын Дима (Павел Попов) – азартный нарцисс, без всякого стёба называющий себя «императором». Среднему Антону (Валерий Карпов), несмотря на юный возраст, уже необходима куча врачей – от сексолога до психотерапевта. Парни родились от разных браков Алексея Градова и подзуживаемые мамашами и жёнами люто друг друга ненавидят. Ещё 10% акций контролирует совсем юная Полина, которая варит своему парню «из народа» макароны по интернет-инструкции и даже примерно не знает цену денег: «80 тысяч рублей за аренду квартиры – это в месяц или в день?»

По идее сплотить семью должен мудрый стальной дед. Но он тоже во многих аспектах как ребёнок: решив свести пикантное знакомство, лишь с помощью водителя устанавливает онлайн-приложение. Алексей Гуськов блестяще справляется с ролью местного Логана Роя, который держится старомодных представлений о стиле и этикете, даже понимая, насколько он отстал от реальности. Но герой – это тот, кто действует наперекор отчаянию и никому не показывает свои слабости. Их блестящий диалог с оппонентом Кудрявцевым проникнут смесью ненависти и уважения – словно они Ахилл с Гектором, которые обречены убивать друг друга из-за чужих косяков.

Ведь каждый из акционеров дезориентирован в этом замкнутом пространстве, где клятвы и принципы ничего не стоят по сравнению с властью и деньгами. Герои задушены лишь одной целью – стать сильнее и богаче другого, являя собой настоящее «золотое дно». Вместе с тем создателям удалось добиться, что и сострадание они тоже вызывают. Вероятно, дело в том, что «Золотое дно» – редкий для нашего кино ансамблевый проект, где заняты хорошие театральные актёры.

Характеры персонажей были достойно прописаны, но остаётся впечатление, что на весь фильм скрупулёзности сценаристов не хватило. Чем ближе к концу, тем алогичнее ведут себя герои – кажется, ещё немного, и действие превратится в бессмысленный винегрет. Но открытый финал является жирным намёком на второй сезон. Хотя многим зрителям за глаза хватило и первого.

Июльская «Буря» в Большом

Сергей Сыч, журналист, обозреватель, продюсер

В Большом театре России в июле разыграется настоящая «Буря». Но эта буря будет особенная. Творческая. Театральная. Шекспировская. Балетная. Творческий тандем Вячеслава Самодурова и Юрия Красавина представит 4 июля на Новой сцене мировую премьеру балета «Буря» по одноимённой пьесе Уильяма Шекспира. Это станет последней балетной премьерой 248-го сезона театра.


ДЛЯ главного театра страны творчество величайшего английского драматурга любимо и актуально. Драматизм, сюжетные коллизии, эмоциональность, вечные вопросы и общечеловеческие ценности – вот что привлекает композиторов и постановщиков в творчестве драматурга. За двухсотлетнюю историю театра было поставлено 14 опер и 8 балетов, основанных на сюжетах шекспировских произведений. Это «Сон в летнюю ночь» (Джон Ноймайер, 2004), «Ромео и Джульетта» (Раду Поклитару, 2015), «Гамлет» (Деклан Доннелан, 2015), «Укрощение строптивой» (Жан Кристоф Майо, 2018), «Зимняя сказка» (Кристофер Уилдон, 2019) и «Макбет» (постановка Э. Някрошюса, 2003). И это неполный список постановок. В апреле 2024 г. с огромным успехом прошла премьера балета С. Прокофьева «Ромео и Джульетта». Постановку 1948 г. на Исторической сцене возобновил народный артист СССР Михаил Лавровский.

Впервые шекспировская «Буря» на сцене Большого была представлена 22 апреля 1827 г. как опера. И через два столетия наконец-то пришло время «Бури» балетной, которую осуществляет заслуженный деятель искусств России Вячеслав Самодуров – самый яркий и многообещающий хореограф, многократный обладатель «Золотых масок». В 2016 г. он поставил балет «Ундина» Х. Хенце, в 2022 г. – одноактный балет «Танцемания» на музыку Юрия Красавина. Похоже, тогда и родился этот уникальный творческий тендем композитора Юрия Красавина и хореографа Вячеслава Самодурова, подаривший Большому театру уникальный балетный шедевр. Бешеная энергетика, музыкальная гармония, авторская утончённая хореография, фантазийность – вот что характерно для этого творческого содружества. И похоже, «Буря» укрепит этот творческий союз, и перед публикой предстанет уже полноценное балетное творение на тему шекспировских страстей, где в танце и музыке сплетены воедино комическое и трагическое, доброта и подлость, рациональное и эмоциональное, фантасмагория и реальность, магия и месть. По авторской задумке шекспировская «Буря» должна стать трагикомедией с оптимистическим финалом, ведь жизнь продолжается, несмотря на все жизненные катаклизмы. Ведь либретто написано хореографом Вячеславом Самодуровым, и все шекспировские драматургические коллизии и акценты будут соблюдены. «Она («Буря») интересна многим. Своей странностью, трагикомичностью, сложностью тем, – считает хореограф. – Пьеса обозначает конец эпохи Ренессанса и ставит под сомнение его ценности, где человек – мера всего. Чтобы ставить, это должно быть мной пережито. Идеи, пришедшие извне, я воспринимать не могу. Всё должно прорасти внутри меня, тогда есть шанс для химии между материалом и мной».

За сценографию отвечает художник Алексей Кондратьев, дебютировавший в 2022 г. в качестве художника-сценографа уже знаменитой «Танцемании». Художник по костюмам – известный российский дизайнер Игорь Чапурин. Так что команда для шекспировского шедевра подобралась сильная, и есть все основания полагать, что «Буря» станет театральным событием.

Распространение электронной версии еженедельника «Аргументы недели» осуществляется учредителем - ООО «Издательство «Аргументы недели», юр.адрес: 119002,ул.Арбат, д.29,1-й эт, пом.IV.ком.2, ОГРН 1207700354223