режим PDF / Режим для чтения

Большой возвращается юбилеями и премьерами

,

С наступлением осени московские театры открывают новый сезон. И остаётся надеяться, что никакие вирусы не способны повлиять на их воплощение. А планов и премьер у Большого театра достаточно, чтобы заинтриговать. Обозреватель Сергей СЫЧ выбрал самые ожидаемые.

ГАБТ откроет 245-й сезон спектаклем «Дон Карлос» на Исторической сцене 6, 8 и 10 сентября. В главных партиях: Анна Нетребко, Ильдар Абдразаков, Юсиф Эйвазов, Агунда Кулаева, Эльчин Азизов. Вот как откликнулась на эту новость на своей странице в «Фейсбуке» Анна Нетребко: «Рада сообщить о моём возвращении в Большой театр! Открываем сезон с Verdi’ s Don Carlo (мой дебют Elisabetta). Будем надеяться, ничто не разрушит наши планы».

Мы тоже на это надеемся, так как вслед за оперным спектаклем 12 сентября состоится благотворительный вечер, на который будут приглашены врачи, самоотверженно спасающие жизни людей. Для них будет показан балет «Дон Кихот» Л. Минкуса.

Кстати, 7 февраля следующего года Анна Нетребко вновь выйдет на Историческую сцену Большого театра, только уже с сольным концертом.

Кроме того, в наступающем сезоне Большой театр планирует представить три балетные и семь оперных премьер, провести фестивали, концерты в филармонии, побывать на гастролях в Европе и Южной Америке (Аргентина). В планах также принять на своих сценах международный конкурс балета Юрия Григоровича. Как заверил генеральный директор ГАБТа Владимир Георгиевич Урин, «всё, что не удалось осуществить из-за эпидемиологической ситуации в 244-м сезоне, будет осуществлено в ближайшие два года».

Кроме того, состоятся премьеры одноактных балетов российских хореографов на музыку отечественных композиторов (18 декабря 2020 г.): «Танцемания» Вячеслава Самодурова (музыка Ю. Красавина), «Времена года» Артемия Белякова (музыка А. Глазунова), «Сделано в Большом» Антона Пимонова (музыка А. Королёва). На Камерной сцене появятся оперы Жоржа Бизе «Искатели жемчуга», «Дневник Анны Франк» Григория Фрида и «Белая Роза» Удо Циммермана (6-8 мая 2021 г.).

Продолжится долгосрочное сотрудничество с Метрополитен-оперой. В феврале 2021 г. Москва первой увидит «Саломею» Рихарда Штрауса в постановке Клауса Гута (Нью-Йорк увидит её только через год), а в апреле в Москве после Парижа и Тулузы Стефано Падо представит новоиспечённую «Тоску» Джакомо Пуччини. «Мазепа» в постановке Евгения Писарева запланирована на июнь, за дирижёрским пультом – Туган Сохиев. 21 июля на Новой сцене состоится премьера оперы Г.‑Ф. Генделя «Ариодант» в постановке известного оперного режиссёра Дэвида Олдена (на Новой сцене он поставил ранее оперу «Билли Бадд» Б. Бриттена). Дирижёр – Джанлука Капуано.

Музыкальная оперетта «Москва, Черёмушки» Дмитрия Шостаковича будет поставлена на Камерной сцене театра режиссёром Иваном Поповски (вторая работа в Большом). Эта яркая, весёлая и жизнерадостная комедия несколько лет назад была представлена в экспериментальной юношеской студии Берлинской оперы, и тогда было очень мило и трогательно наблюдать, как немецко-русская молодёжь постигает советский быт и коммунистическую мораль. Поищите в YouTube или киноархивах музыкальный фильм 1963 года «Черёмушки» Герберта Раппопорта, который выдают как адаптированную киноверсию оперетты Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Кстати, этот фильм был лидером проката своего года. В этом фильме засветился молодой Евгений Леонов, а также играли Рина Зелёная, Сергей Филиппов, Михаил Пуговкин, звучала незабываемая музыка великого Шостаковича. Кстати, на Новой сцене с 2003 г. идёт отличный балет «Светлый ручей» на музыку Дмитрия Шостаковича в постановке Алексея Ратманского, попасть на который до сих пор практически невозможно. О том, кто будет работать в этом проекте Большого театра, а также кто будет художником и дирижёром, не сообщается. Премьера назначена на 18 марта.

Выдающийся певец современности Пласидо Доминго всё-таки выступит в Большом театре. Его запланированное в апреле 2020 г. выступление удалось перенести на 245-й сезон: 21 октября маэстро продирижирует оперой «Манон Леско», а 24 октября со своими друзьями-коллегами вокалистами выступит на Исторической сцене в гала-концерте в сопровождении оркестра Большого театра.

В наступающем сезоне в главном театре страны также грядут юбилеи Владимира Васильева и Майи Плисецкой. На Исторической сцене с 15 по 22 ноября будут показаны спектакли, в которых блистал Васильев («Дон Кихот») и которые ставились специально «под него» («Спартак», «Щелкунчик»). Завершит юбилейные торжества спектакль Татарского театра оперы и балета им. М. Джалиля «И воссияет вечный свет» на музыку В.-А. Моцарта, постановщиком, хореографом и сценографом которого является Владимир Викторович Васильев.

20 ноября в день рождения великой балерины Майи Плисецкой Большой театр проведёт на Исторической сцене юбилейный концерт, посвящённый её 95-летию. Программа вечера готовится тщательно и будет объявлена особо.

С сентября по декабрь 2020 г. на всех площадках театра будет проходить фестиваль, посвящённый 180‑летию со дня рождения Петра Ильича Чайковского. В программе оперные и балетные спектакли театра «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Иоланта», «Черевички», «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик». В Бетховенском зале цикл концертов «Антология романсов Чайковского» представят учащиеся Молодёжной оперной программы вместе с маэстро Ивари Илья (Эстония). Камерные произведения композитора исполнят музыканты оркестра ГАБТ. Особым событием станет концерт Игоря Головатенко и великолепной Аллы Демидовой – «Чайковский в письмах и романсах».

Отдельного упоминания заслуживает июльская премьера балета «Чайка» в постановке Юрия Посохова. Он специально вернулся в Большой театр, чтобы осуществить постановку. Его соавтором станет молодой режиссёр, актёр, сценарист Александр Молочников, для которого это дебют на прославленной сцене. Его кабаре-шоу «19.14» и спектакль «Бунтари» в стиле рок на сцене табаковского МХТ имени Чехова привели в академический театр новую молодую аудиторию и стали прорывом в театральной жизни. Очень хотелось бы, чтобы «Чайка» получилась яркой, неожиданной, новаторской. Музыку к балету по заказу театра пишет молодой, но уже опытный композитор из Санкт-Петербурга Илья Демуцкий (автор партитур балетов «Нуреев» и «Герой нашего времени»). Как говорится, комментарии излишни.

Очень жаль, что в этом сезоне прервана хорошая традиция выпускать спектакли для детей. Всё-таки программа «Большой – детям!» – это то, чем можно по праву гордиться, и очень хотелось бы, чтобы она каждый год пополнялась музыкальными и балетными премьерами. Поверьте, этого ждут не только дети, но и взрослые. Ведь праздник нужен всем!

Воспоминания Смоктуновского оживут на сцене

,

Свой 28-й сезон Московский театр «Et Cetera» откроет спектаклем «БЫТЬ!», созданным по военным воспоминаниям Иннокентия Смоктуновского. Премьера должна была состояться 9 Мая, но в связи с карантином, из-за которого на три месяца были закрыты все театры, её пришлось отложить.

У МИЛЛИОНОВ зрителей Иннокентий Смоктуновский никак не ассоциируется с войной, он герой других фильмов и спектаклей. Он – Мышкин и Гамлет, Деточкин и царь Фёдор Иоаннович, Чайковский и Порфирий Петрович, Иудушка Головлёв и Иванов... Но для тех, кто посмотрит спектакль «БЫТЬ!», откроются неизвестные, трагические страницы биографии гениального актёра, который воевал, получил ранение, оказался в плену. Спектакль «БЫТЬ!» расскажет пронзительную историю человека, выжившего в этой страшной войне и ставшего кумиром для многих поколений. Ему было тогда всего 17 лет, он был ещё совсем мальчиком, который попал в самую гущу войны и чудом не погиб. Кажется, что сам Господь его хранил для миссии великого Артиста.

Но наравне с трагическим в спектакле будет и много светлого, жизнеутверждающего. Спектакль называется «БЫТЬ!», как и сама книга Иннокентия Михайловича. «БЫТЬ!» – значит выжить и жить.

Режиссёр спектакля – Екатерина Гранитова.

Распространение электронной версии еженедельника «Аргументы недели» осуществляется учредителем - ООО «Издательство «Аргументы недели», юр.адрес: 119002,ул.Арбат, д.29,1-й эт, пом.IV.ком.2, ОГРН 1207700354223