режим PDF / Режим для чтения

«АН» продолжают знакомить читателей с книгой Леонида Ивашова «Геополитика русской цивилизации»

Сергей Сыч, журналист, обозреватель, продюсер

В издательстве «АН» вышла книга Леонида Ивашова «Геополитика русской цивилизации». Это очень примечательный и своеобразный труд, с которым мы продолжаем знакомить наших читателей.

Римское право

Трудно не признать, что нынешний мир живёт по англосаксонским лекалам. С одной стороны, есть, разумеется, и Китай, и Индия, и исламский мир, и славянский, и государства Старой Европы. Но они сохраняют более или менее традиционный уклад жизни и культуры, в основном в пределах своих собственных границ. А международные отношения строятся большей частью под диктовку англосаксов.

Так было не всегда. В прежние времена Западный мир жил, подчиняясь влиянию то Византии, то османов. Веским голосом в своё время обладали и Франция, и Германия, и Испания, и даже слабенькая нынче Португалия. На мировые процессы империя Чингисхана влияла намного сильнее, чем остров на северо-западе Европы. А чуть раньше норманны, которых ошибочно часто именуют викингами, вытряхивали душу из гордых бриттов и других народов этого острова, как доберман трясёт дохлую кошку.

Но времена меняются. Островное государство усилилось, превратилось в империю. Пальму первенства, правда, и она не удержала, передав её своей же бывшей колонии за океаном. Но образ жизни, мышления и действия передала вместе с ней.

И вот что странно. Народы, достигшие величия, обычно культивируют преемственность культуры, проводя её чуть ли не от Адама и Евы. Англосаксонский мир же постулирует утверждение, что он – наследник Великой Римской империи. По сути, это как если бы Россия заявляла, что она наследник Золотой Орды. Фактически в этом есть зерно истины. Но ещё это и признание того, что железные когорты цивилизаторов огнём и мечом привили вашим предкам-дикарям культуру, согнав с деревьев.

Тем не менее получается, что это именно так. Англосаксонский мир устроен по римскому образцу. Кроме культуры, искусства, архитектуры, системы дорог римляне привнесли в него систему государственного устройства, демократические начала и, конечно, римское право как величайшее достижение империи.

А теперь вместе с автором зададимся вопросом – а так ли соответствует гуманным началам, которыми так кичится Западный мир, пресловутое «римское наследие»? Ведь кроме государственного устройства он получил и римский образ мышления. Вот как об этом говорит Леонид Ивашов:

«...Довелось быть экскурсантом в Риме, где сами римляне-экскурсоводы с гордостью рассказывают легенду основания Рима, что его основатели, Ромул и Рем, были вскормлены волчицей, а, повзрослев, Ромул убил своего брата лишь потому, что, гадая по полёту птиц, он убедился в своём превосходстве над Ремом. При этом ни один экскурсовод, коих довелось слушать, не осуждал Ромула, не сожалел об убиенном. Всё просто: идея превосходства и вседозволенности как право сильного. Именно это обстоятельство закладывалось изначально в западные геополитические теории, концепции, доктрины и политические стратегии...»

Читайте также:
Л. Ивашов «Опрокинутый мир»

Рабство в законе

Но вернёмся к истории Древнего Рима. А она такова: завоевания, завоевания, завоевания. То есть смыслом жизни римской власти и знати стала война. Ради большой власти, богатства, роскоши, удовольствий. Пунические войны (264–241, 218–201, 149–146 гг. до н.э.), разрушение Карфагена, завоевание Сицилии, Сардинии, Корсики, Испании, всего Средиземноморья, Северной Африки и т.д. Границы империи простирались от Британии до североафриканского побережья, от западного побережья Пиренейского полуострова до Тигра и Евфрата, от Галлии до Малой Азии.

И главной производительной силой в империи и даже в республике являлись рабы. Они же – главная военная добыча. Целые побеждённые народы становились рабами Римской империи. В ряде западных исторических монографий с гордостью утверждается, что к середине II в. до н.э. римское рабовладельческое общество достигло «классической формы».

И эта «классическая форма» была надёжно закреплена в римском праве, особо почитаемом в западном сообществе. Все граждане Рима строго делились на свободно рождённых, рабов и вольноотпущенных. А вот выдержки из статьи «Исправление рабов» римского права, из знаменитого Кодекса Юстиниана, правившего Восточной Римской империей в период с 518 по 527 г. н.э.: «Рабовладельцам разрешается бить рабов дубинами, камнями, наносить смертельные раны острым оружием, жечь на огне, пытать, отдавать на растерзание зверям».

Со временем с рабами стало сложнее – катастрофически уменьшалось их количество, да и рабы что-то стали часто восставать. Так, в 532 г. в Константинополе случилось большое восстание, в течение недели власть не могла справиться с восставшими, затем обманом и силой заманила их на ипподром и там прикончила 40 тыс. человек. Этот успех считается одним из великих достижений Юстиниана.

Варвары – вестготы, остготы, вандалы, франки и пр., унаследовавшие римскую историю, бережно сохранили культуру, политику империи и… римское право. Да и в «колыбели демократии» рабство юридически было отменено несчастных полтораста лет назад. Поэтому, рассматривая западную геополитику, не будем забывать её исторические истоки. Как говорится, от осинки не родятся апельсинки.

Спрашивайте в книготорговых сетях:
«ЧИТАЙ-ГОРОД» 8 (800) 444-8-444
«ЛАБИРИНТ» 8 (499) 920-95-25
«БУКВОЕД» 8 (812) 601-06-01
Купить по издательской цене в Москве: 8 (495) 980-45-60

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ КНИГИ – НА САЙТЕ WWW.LITRES.RU

Зачем Волка-хулигана превращают в стендапера?

Сергей Сыч, журналист, обозреватель, продюсер

Советское прошлое неизбежно настигает нас в новой России. То порадуют аудиторию «Старыми песнями о главном» в различных интерпретациях, то раскрасят легендарную советскую киноклассику, то снимут очередного «Стрельцова», провалившегося в прокате. Зачем это делают, почему? Почему советское прошлое не даёт спокойно жить «творцам» современникам? Ведь можно создать свой мир, свою планету, своих героев. Но, похоже, современная жизнь малоинтересна, а в прошлом есть настоящие образы, настоящие герои, супермены (как принято сейчас говорить). Да и паразитировать на классике всегда проще и дешевле.

КИНОСТУДИЯ «Союзмультфильм» решила тоже от этой моды не отставать. Вначале они попытались снять свои вариации на тему Простоквашино с участием дяди Фёдора, кота Матроскина и всей замечательной компании. Но ни взрослые, ни дети не оценили такой замысловатый ребрендинг. Герои стали говорить как уличные пацаны, а душа и тепло из Простоквашино улетучились, как воздух и солнце.

И вот на новостные ленты пришло сообщение о «новом шедевре»! Цитирую: «Генеральный продюсер студии «Союзмультфильм» Юлия Осетинская и творческая группа утвердили окончательный новый визуальный образ Волка из мультсериала «Ну, погоди!», выбранный из более 50 вариаций. Озвучивать его будет Гарик Харламов». Как будет выглядеть новый Волк в пятидесяти двух (!) сериях, держится в секрете, но в Сети уже «гуляет» эскиз Волка-хипстера. Как заявил представитель студии, «…при создании нового визуального образа нам удалось сохранить узнаваемость и хулиганское обаяние классического персонажа. Волк поменял гардероб и частично привычки, с сигаретой на экране мы его не увидим».

При чём тут Гарик Харламов и почему именно он? Неужели Россия обеднела талантами и свой выбор не на ком остановить? И почему после великого Анатолия Папанова с его фантастической харизмой и актёрским дарованием образ нового Волка-стендапера будет лепить Гарик Харламов, который неплохой производитель шуток, ржаки на телеэкране, в кино, радиоэфире и на клубных сценах? Фильмы с участием Гарика по десятибалльной шкале зависли в промежутке от 2 по 6 баллов, и главными «киношедеврами» являются «Зомбоящик», «Большая ржака», многосериальный «Самый лучший день». Харламов уже озвучивал в мультсериале «Смешарики» вождя племени Хамелеонов. Участие в зарубежных проектах – это нормально.

«Ну, погоди!» – нечто большее, чем мультсериал. Это национальное достояние, и «Союзмультфильму» надо помнить об этом и относиться к таким способам оживления классики более трепетно и уважительно. У сериала «Ну, погоди!» есть свои история, философия, свои ценности и высоты. В далёкие 60-е на озвучку Волка приходил Владимир Высоцкий, но его не утвердили. И Анатолий Папанов с блеском создал образ интеллигентного Волка-хулигана, который радовал всех и каждого. И многие зрители находили в нём свои черты и своё, если хотите, хулиганство. Сможет ли это сделать Гарик Харламов, большой вопрос!

И ещё волнует такой момент: почему не рассматривались другие персоналии на эту роль или и тут выборы безальтернативные? У нас что, нет классных актёров, способных виртуозно выполнить эту работу? Вот лишь некоторые имена: Дмитрий Певцов, Сергей Чонишвили, Владимир Машков, Дмитрий Назаров, Сергей Безруков. И этот список можно продолжать и продолжать…

А Гарик Харламов с другой планеты, планеты шоу-бизнес, а для мультяшного Волка нужна актёрская планета, где есть не только харизма, но и высочайшее мастерство и актёрское дарование.

Распространение электронной версии еженедельника «Аргументы недели» осуществляется учредителем - ООО «Издательство «Аргументы недели», юр.адрес: 119002,ул.Арбат, д.29,1-й эт, пом.IV.ком.2, ОГРН 1207700354223