/base href="https://klan.argumenti.ru/">
режим PDF / Режим для чтения
Владимир Леонов, Обозреватель отдела Промышленность
В 2020 г. на горячую линию СПЧ поступило более 400 тыс. звонков. Чаще всего за решением проблем на горячую линию Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека обращались по поводу нарушения трудовых прав – около 30% звонков. На втором месте – незаконные увольнения, 90 тыс. обращений. Следом шли жалобы в связи с медицинским обслуживанием в пандемию.
Увеличение числа жалоб в СПЧ – не только следствие тяжело складывающегося года, но и повысившегося доверия среди граждан к работе совета. За год, по данным ВЦИОМ, рейтинг доверия к СПЧ вырос с 28 до 48–49%.
Ещё одной темой жалоб стали нарушения, связанные с внедрением «цифры» в повседневную жизнь. Речь идёт о нормативной базе и нарушениях цифровой приватности. По словам Игоря Ашманова, члена СПЧ, несмотря на то что удалось снять грань между удалёнкой и человеком, находящимся на рабочем месте, по-прежнему остаётся проблема принятия «Цифрового кодекса».
«Имеют место утечки данных, связанных с оказанием медицинских услуг, и номеров финансовых счетов. Они оказываются не только у госорганов, но и систем, не ограниченных законом. Вместо обещания, что эти данные будут уничтожаться, они продаются», – отмечает И. Ашманов.
Как рассказывал на пресс-конференции, посвящённой итогам работы совета его глава Валерий Фадеев, одна из самых важных тем уходящего года – риски, связанные с законом об иностранных агентах. В частности, благодаря вмешательству СПЧ была принята поправка не указывать счёт для сбора денег на митинги, где на мероприятии планируется участие до 500 человек. Напомним, что ранее Госдума приняла в первом чтении законопроект о запрете иностранного финансирования публичных мероприятий. Теперь организаторам придётся рассказывать государству, за чей счёт весь банкет.
Ещё одна проблема, которая требует участия государства, – дистанционное обучение. В. Фадеев обратил внимание на то, что «намечается жёсткий цифровой разрыв – учатся только те дети, у кого есть компьютеры в семьях».
Фадеев привёл в пример ситуацию, когда в семье из двух детей и двух взрослых есть только один компьютер, а учиться и работать на нём вроде как нужно всем одновременно. Кроме того, по данным СПЧ, из трёх миллионов детей из малообеспеченных семей, лишь 50 тыс. человек через фонды и НКО смогли получить гаджеты для дистанционного обучения. Чем же вынуждены заниматься все остальные в условиях, когда они ни очно, ни дистанционно не могут посещать занятия?
В итоге нарушаются права детей, которые в сложившихся обстоятельствах не могут получить гарантированное бесплатное среднее общее образование. Чтобы решить эту проблему, СПЧ предлагает выделять средства из госбюджета на дистанционное образование.
Владимир Леонов, Обозреватель отдела Промышленность
На ежегодной пресс-конференции Владимира Путина из практически четырёх с половиной часов общения президента с журналистами авиастроению досталось около 30 секунд. Сказал – как отрезал: «Программы все развиваются. Позавчера МС-21 с нашими двигателями, отечественными ПД-14, поднят в воздух. Это практически уже серийный образец. Почти. Большое достижение, между прочим, и наших двигателестроителей, и авиастроителей. Я их поздравляю с этим событием. И вчера подняли ещё Ил-114, совершенно новая машина, практически новая модификация. Тоже большое событие. Поздравляю!»
Не зря «Ростех» и Объединённая авиационная корпорация гнали конструкторов, специалистов и лётчиков-испытателей по срокам. Иначе могли быть несколько иные слова, а возможно, и выводы. Очень напомнило советскую традицию – к съезду КПСС, к 7 Ноября, к очередному юбилею вождя мировой революции.
Заказчик есть. Засучили рукава?
Ил-114-300, как и предсказали «Аргументы недели», в прошлую среду совершил первый полёт. Поздравляем создателей от всей души! Наша редакция на протяжении последних десяти лет активно поддерживала этот проект. Вернее, напоминала властям о его существовании.
Отвратительные для подъёма опытной машины метеоусловия, низкая облачность сделали своё дело, летали всего 7 минут. Шеф-пилот «Ильюшина» Герой России Николай Дмитриевич Куимов сделал себе лучший подарок на день рождения. Но, может быть, символично то, что реанимированный (именно так называют его на «Ильюшине») самолёт Ил-114-300 делался и делается не для полётов между столицами. Его сами конструкторы окрестили «деревенским самолётом». Ещё на ранних этапах проектирования в этот комфортный турбовинтовой лайнер закладывалась возможность дальних, до 5000 км, перелётов со средней скоростью 500-550 км/ч. Он конструктивно способен летать на грунтовые полосы, это принципиально важно, самые «юные» Ан-24, которые обеспечивают воздушные перевозки в Якутии, Красноярском крае, на Дальнем Востоке, служат верой и правдой уже пятый десяток лет.
Конечно, всё по местам расставит эксплуатация Ил-114-300 где-нибудь в «Полярных авиалиниях». Как покажут себя при якутских -50 двигатели самолёта? Он должен летать там, где строго запрещено появляться «региональному» и даже импортозамещённому «Суперджету». Куратор авиации в коллегии ВПК Андрей Ельчанинов в интервью агентству «Интерфакс» рассказал о перспективах самолёта:
– По результатам первого полёта мы убедились в возможности нашей промышленности реализовать данный проект. Поручение президента России дано ещё в 2016 году. Так что это весомое событие для авиационной отрасли. Ил-114 показал свою жизнеспособность и переходит на новую стадию – лётных и сертификационных испытаний. Поставки заказчикам ожидаются с 2023 года. Ил-114-300 – самолёт для региональных пассажирских перевозок и ориентирован прежде всего на внутренний рынок. Уже сейчас мы видим интерес к нему со стороны региональных авиакомпаний... Хотелось бы обратить внимание, что Ил-114‑300 не копия советского самолёта Ил-114, который до позапрошлого года ещё эксплуатировался в странах СНГ. Это новые двигатели, новое бортовое радиоэлектронное оборудование, новый салон. И конечно же, новый подход к эксплуатации самолёта и его послепродажного обслуживания. Самолёт не так легко рождался, как хотелось бы, хотя технические решения были предсказуемы.
– Как удалось справиться с этими сложностями при создании Ил‑114?
– В компаниях-разработчиках и производителях были приняты необходимые решения, в том числе кадровые. Объединённая авиастроительная корпорация (ОАК) с одобрения «Ростеха» построила третий опытный образец самолёта, чтобы привлечь его к лётным испытаниям и вписаться в сроки выхода на финишную прямую. Фактически в 2018 году программа была переведена в ручной режим управления со стороны правительства РФ при участии Минпромторга, ОАК и «Ростеха». В конечном счёте удалось дать дополнительный импульс развитию программы, мы вышли на финиш и сейчас видим результат – первый вылет крайне востребованного самолёта Ил-114-300... Он рассчитан на автономную эксплуатацию в широком диапазоне климатических условий с использованием коротких взлётно-посадочных полос, аэродромов со слабым техническим оснащением. Самолёт Ил-114-300 – базовый, на его основе будут проработаны варианты создания также востребованных транспортных и транспортно-пассажирских версий.
– Уже есть стартовый заказчик?
– В ближайшее время будет заключён твёрдый контракт с Государственной транспортной лизинговой компанией (ГТЛК) на поставку трёх самолётов в интересах региональных авиакомпаний.
– А военные заинтересованы в этом самолёте?
– Минобороны РФ рассматривает возможность создания на базе Ил-114 специальных версий – это самолёт аэрофотосъёмки и, вполне возможно, самолёт-ретранслятор, учитывая его возможность достаточно длительно барражировать, примерно до 9 часов. А также это самолёты – специальные узлы связи, самолёты радиационной, химической разведки местности. Самолёт может быть задействован в рамках Договора по открытому небу в качестве замены Ан‑30. В общем, у него достаточно большие перспективы.
– Больше года прошло с момента первого полёта Ил-112В – когда он сможет продолжить лётные испытания?
– Ил-112В совершил первый полёт и был существенно доработан. Второй полёт сдвинут не только из-за этих доработок, но и в связи с ремонтом взлётно-посадочной полосы аэродрома завода ВАСО. Спешки в этом вопросе быть не должно, дело не в количестве полётов, а в их зачётности. Ил-112В способен наверстать программу испытаний в следующем году.
И вот тут уже снова вопрос к «Ростеху» и ОАК. Как будет организована работа по сертификации этих машин? Как пойдёт дело с производством предсерийных и серийных экземпляров? Да и с МС-21 нет полной ясности, крыло из композиционных материалов делают, но его всё же предстоит облетать и испытать. Потянет ли производство серийный выпуск? Хотелось бы, чтобы в авиастроительную отрасль шли лучшие из лучших – агрегатчики, слесари, электромонтажники, инженеры и технологи... Но откройте объявления с рабочими вакансиями на предприятиях авиапрома и прослезитесь. И откуда брать качество изделий? Самолёты строятся в кооперации сотен производителей и поставщиков первого и второго уровней. А на словах – всё хорошо. Будем следить и ждать продолжение. Лучше – успешное. И на коронавирус списать не получится, вакцина, понимаете ли. Поэтому слова от большого чиновника «спешки в этом вопросе быть не должно» напрягают. Этот полёт 7 лет ждали.
Распространение электронной версии еженедельника «Аргументы недели» осуществляется учредителем - ООО «Издательство «Аргументы недели», юр.адрес: 119002,ул.Арбат, д.29,1-й эт, пом.IV.ком.2, ОГРН 1207700354223