/base href="https://klan.argumenti.ru/">
режим PDF / Режим для чтения
Сергей Сыч, журналист, обозреватель, продюсер
Так случилось, что последним спектаклем, который мне удалось посмотреть до «мировой паузы», оказалась премьера «Бани» Маяковского в Александринском театре (Санкт-Петербург), постановка и сценография главного режиссёра театра Николая Рощина. Примечательно, что коллизии пьесы вызывают сегодня явные и крупные ассоциации – прежде всего с судьбой театра в принципе и театров в частности.
«БАНЮ» Рощин поставил пару лет назад, но, видимо, недовольный качеством спектакля, закрыл и перепоставил его на новый лад, и это редкий случай плодотворного упрямства. «Есть спектакли такие слабые, что никак не могут сами сойти со сцены» – этот афоризм Станислава Ежи Леца весьма актуален для наших театров, где кое-как замаскированные провалы упорно предъявляли публике. Новая «Баня», длящаяся два часа без перерыва, оказалась зрелищем небессмысленным, динамичным и отчасти занимательным. А оригинальная мобильная конструкция, меняющая сцену, напоминает об эстетике времени действия пьесы (конец 20-х годов прошлого века), но также демонстрирует нешуточную мощь современных технологий.
Молодые изобретатели соорудили машину времени, и из светлого коммунистического будущего к ним поступает предложение – делегировать из настоящего в будущее тех, кто для такого перемещения годится. Машину надо доработать, и наши изобретатели отправляются в бюрократическую цитадель – Главное управление по согласованиям, от начальника которого – главначпупса Победоносикова зависят выдаваемые субсидии. Начинается сатирическая панорама нравов советской бюрократии, довольно остроумная – во всяком случае репризы Маяковского вызывают неизменное оживление в зрительном зале. Режиссёр не зацикливается на советских тематике и символике, его бюрократы, исполняемые отличными артистами (Игорь Волков, Сергей Кузнецов, Сергей Мардарь) – это скорее образы бесстыжих цельнолитых «начальников» вообще. Действие не маскируется под какую-то там «правду жизни», но откровенно происходит в театре, на сцене. Бюрократы прибыли смотреть некую пьесу о себе, они недовольны и вмешиваются в ход событий, но тем не менее машина времени всё ж таки запускается, и в светлое будущее берут не всех…
Хотя происходящее на сцене, будучи по большей части игрой чистых театральных форм, меня никак особо не волновало, я смотрела на сцену с любопытством и уважением к постановочному размаху спектакля. Но, вспоминая его, нахожу некоторые соответствия хода событий «Бани» с моментом дня.
Театры закрыты. Будущее неведомо, но оно наступит – и все ли сценические организмы в нём окажутся? И будут ли они такими, какими были?
Многие коллективы решили показывать в Интернете записи своих спектаклей. Или даже специально играть их в пустом зале и транслировать онлайн. То, что являлось достоянием круга театралов, стало общедоступным. Те, кто был в театре, может, два-три раза в жизни, могут посмотреть, к примеру, авангардные московские постановки и узнать, «за что они там «золмаски» получают и на что государственные деньги тратят». О‑хо-хо. Я вам вот что скажу: сегодня народу лучше на глаза не попадаться. Благодарные и сочувственные отзывы, конечно, поступают, но возмущённых криков «это что такое?!» в разы больше. Для восприятия современного театра большая привычка нужна, опыт надобен, желание и возможность понимать, а вообще-то, кто в этой каше не варился, тот вряд ли будет ею увлечён.
Вот та же Александринка, где на Новой сцене в начале апреля была запланирована премьера спектакля Андрия Жолдака «Нана» по роману Золя, провела эту премьеру онлайн. Анонсы объясняют, что для Жолдака «литературная основа становится отправной точкой для театральных сновидений, фантазий, провокаций с тем, чтобы проникнуть в глубины человеческой психики». Я, товарищи, в театр хожу полвека, сделалась, как носорог, и только вздыхаю, что мне ни покажи – даже сновидения Жолдака, которые уже лет 20 как не меняются. «Глубины человеческой психики» там предстанут в виде мокрых, всклокоченных и как бы бесноватых актрис, пляшущих босиком на этой самой едва различимой «литературной основе». Но людям-то это за что? Одно утешение – в отличие от героини романа Золя онлайн-Нана отдаётся бесплатно.
Думаю, для онлайн-трансляций и показа записей спектаклей нужен строгий отбор. То, что годилось для узкого круга зрителей в спокойные времена, негоже во времена больших испытаний. Это не значит, что театры должны бежать за пеной дней и ставить специальные «спектакли катастроф», и идея одного московского театра воплотить немедленно «Белую болезнь» Карела Чапека не кажется мне плодотворной. В блокадном Ленинграде, где «музы не молчали», люди рвались не на актуальные пьесы, они шли в Театр музкомедии на «Сильву» Имре Кальмана, и я их понимаю. Сама бы посмотрела хорошую «Сильву», да где её сейчас найдёшь? Где найдёшь добротную классику, не ставшую «литературной основой» для чьих-то дурацких сновидений? Актёров на сцене, от которых глаз не оторвать, которые не стали марионетками режиссёрских проказ?
Даже когда карантин отменят, некоторое время люди будут осторожничать и соизмерять своё желание выйти в мир с рисками и необходимостью таких рисков. Театры ждут суровые испытания – в будущее, как в «Бане» Маяковского, возьмут не всех.Придётся отвечать на самые простые (они же главные) вопросы: о чём наш театр? Зачем он? Для чего сегодня надо выходить на сцену? Нужно ли это людям? И что им нужно?
Придётся пересматривать и репертуар, и кадровую политику – вряд ли в будущем понадобятся сто первое издевательство над Чеховым или Шекспир в качестве попираемой «литературной основы». Модные вчера режиссёрские фигуры мягко уйдут в пески забвения со своим дешёвым эпатажем…
Да многое изменится – дай бог, к лучшему.
Сергей Сыч, журналист, обозреватель, продюсер
В «АН» №12 выходил текст по карантинным каникулам. Мы рассказывали о том, что во время самоизоляции люди имеют возможность в режиме он-лайн ознакомиться с шедеврами мировой культуры и принять участие в различных проектах. Сегодня – продолжение.
ТВ-гимнастика и позитив
В недалёкое советское время утренний телеэфир начинался с зарядки и мультиков для детей. В новой России эту традицию подзабыли. Но очень важно, особенно в данный период, уделять внимание физическому и психологическому развитию нации, а также поддерживать эмоциональный тонус взрослых и детей. Московский телеканал «Доверие» первым отреагировал на эту потребность. Новый проект – «Делаем вместе» позволит людям любого возраста мягче пережить вынужденную изоляцию. Легендарная программа «Ритмическая гимнастика» с Еленой Скороходовой вернулась в телеэфир, для того чтобы научить каждого поддержать себя в форме во время карантина, не впасть в уныние и создать хорошее настроение на весь день. Представлен обычный комплекс упражнений, которые легко выполнять дома.
А после гимнастики на «Доверии» в программе «Мультиутро» показывают классические советские мультики. Семейный просмотр и позитивное утро обеспечены.
12 апреля, в День космонавтики, Первый канал покажет историческую драму «Гагарин. Первый в космосе». Это попытка создания масштабного художественного фильма о космонавте №1. Зрители узнают, как проходила борьба за право быть первым. В первый отряд космонавтов из трёх тысяч лётчиков-истребителей страны была отобрана лучшая двадцатка. Но кто из них полетит первым, не знали ни академик Сергей Королёв (Михаил Филиппов), ни генерал-полковник Николай Каманин (Владимир Стеклов).
Театрально-концертные хиты
30-летие московского театра «Геликон-опера» будут отмечать в вечернем эфире телеканала «Культура». Покажут главные оперные хиты театра – «Леди Макбет Мценского уезда» Дмитрия Шостаковича и «Турандот» Джакомо Пуччини в режиссёрской версии основателя и художественного руководителя театра Дмитрия Бертмана. День рождения у театра 10 апреля. И за славную 30-летнюю историю в репертуаре геликоновнцев уже 75 постановок. Опера «Леди Макбет Мценского уезда» получила четыре «Золотые маски». И этот шедевр покажут 19 апреля.
Концертный зал «Зарядье» тоже решил скооперироваться с телеканалом «Культура» и начнёт онлайн-трансляции своих концертов из Большого зала на сайте www.tvkultura.ru. Самый ближайший – 9 апреля в 19:00. Выдающиеся пианисты современности Борис Березовский и Александр Гиндин проведут «День фортепианного дуэта». В этот вечер прозвучат переложения известных сочинений Мориса Равеля, Джорджа Гершвина, Вернона Дьюка, Уэндела Кинэя и других.
Московский ТЮЗ на этой неделе побалует спектаклями Генриетты Яновской. Так, 8 апреля по просьбам зрителейпокажут «Грозу» Островского. В 1998 году он впервые был показан на самом престижном европейском фестивале «Авиньон-98».
Если вы хотите смеяться и плакать одновременно – смотрите 10 апреля «Трамвай «Желание» Теннесси Уильямса. В этом спектакле МТЮЗа занята блестящая команда артистов, а также… мотоцикл Harley Davidson. И всё это можно будет видеть в течение 24 часов после трансляции.
Для эстетов и балетоманов на этой неделе Шведская Королевская опера транслирует балет П.И. Чайковского «Ромео и Джульетта» в постановке шведского хореографа Матса Эка. Хореограф изменил название балета на «Джульетта и Ромео», подчеркнув этим главную роль героини.
Интернет всем в помощь
Если вы активный гражданин и решили стать волонтёром и готовы предложить свою помощь, то вас ждут на сайте мывместе2020.рф. Сайт был запущен в России 21 марта,и это реальная возможность помочь нуждающимся.
Сейчас в этот проект превратилась вся страна. Организации, простые люди стараются сделать всё, чтобы помочь тем, кто оказался в сложной ситуации. От ночных выходов на балконы и аплодисментов врачам до посильной материальной помощи. Дизайнеры шьют маски, шеф-повара дают онлайн-мастер-классы, кафе организовывают доставку еды. Российский Интернет проводит акции, чтобы люди не скучали в самоизоляции.
Очень интересен проект «Таврида на удалёнке». Это онлайн-мастер-классы для детей, которые находятся в изоляции и испытывают недостаток творческих занятий. Ежедневно с 7 по 30 апреля на онлайн-платформах ZOOM и Skype – персональные занятия от молодых деятелей культуры и искусств, участников и выпускников арт-кластера «Таврида». Мастер-классы охватывают самые популярные и востребованные творческие направления: музыка, изобразительное искусство, актёрское мастерство, хореография, рукоделие и литература. Дети в возрасте от 4 до 14 лет могут стать участниками этого проекта. Для этого родителям необходимо заполнить заявку на сайте «Мы вместе», в социальных сетях арт-кластера «Таврида» или на сайте Российского движения школьников рдш.рф. Продолжительность мастер-классов – от 20 до 60 минут в зависимости от возраста ребёнка.
И просто нельзя не отметить удивительное изобретение интернетовского сообщества – группы «Изоизоляция». Она выросла из обычного флешмоба. Чтобы отгонять депрессию и дарить себе и миру положительные эмоции, люди объединились в группу и, сидя дома, стали творчески воссоздавать сюжеты известных картин, кино- и пропагандистских плакатов, кадров из известных фильмов. Оторваться от этих великолепных арт-объектов невозможно! Потому что сделаны с выдумкой, искренне, иронично и весело. Присоединяйтесь и творите всей семьёй и поодиночке. И тогда никакой вирус, даже с короной, не победит!
Сергей СЫЧ
Распространение электронной версии еженедельника «Аргументы недели» осуществляется учредителем - ООО «Издательство «Аргументы недели», юр.адрес: 119002,ул.Арбат, д.29,1-й эт, пом.IV.ком.2, ОГРН 1207700354223