режим PDF / Режим для чтения

Профессор Сергей Бубновский: о том, как сохранить здоровье суставов

,

Доктор медицинских наук, телеведущий и автор многочисленных книг о здоровье профессор Сергей БУБНОВСКИЙ известен как автор кинезитерапии. Излечения методом движения, если проще. Сегодня он рассказывает читателям «АН» о том, как сохранить здоровье суставов и в чём секрет восстановления при артритах и артрозах.

Инъекции убивают колено

Один из наиболее популярных вопросов ко мне – можно ли людям с больными коленками заниматься скандинавской ходьбой или ездить на велосипеде. Странно, пока люди не болели, им это в голову не приходило. А как заболело колено – сразу непременно нужен велосипед. Почему-то они думают, что это восстановит сустав. Не восстановит. Особенно если есть повреждения, а то и разрывы связок коленного сустава (крестообразных, надколенника) с корригирующей операцией (как правило, пластикой связок), разрывы менисков с частичной резекцией (удалением), артроскопическая «чистка», внутрисуставные инъекции. Или присутствует гонартрит, который отличается от артроза отсутствием деформации суставов. Лечение этих недугов никак не предусматривает скандинавскую ходьбу, футбол, теннис, велосипед, быстрый бег и другие нагрузки.

Почувствовав боли в колене, люди начинают натирать суставы различными разогревающими мазями. Я считаю их «ядом» для суставов. А когда это предсказуемо не помогает, идут к врачу и начинают глотать таблетки. Затем – внутрисуставная инъекция, а финал – замена сустава. Таковы этапы неправильного лечения артроза.

Внутрисуставные инъекции весьма распространены, обещают быстрый результат, что и подкупает пациентов, но они не дают должного результата. Внутрисуставные инъекции выводят из сустава воду и суставную жидкость. В результате сустав обезвоживается и связки сохнут. Но об этом пациент узнаёт не сразу: обезболивание действительно снимает тревогу за сустав, и пациент начинает ходить или крутить педали, а зачастую и в футбол играть. Но восстановления мениска, укрепления связок и исправления суставных поверхностей не происходит: сустав и после инъекции остаётся в состоянии артроза. Поэтому после осевой нагрузки на больной сустав, которую создают ходьба, бег, езда на велосипеде или игра в футбол, сустав окончательно разрушается, рассыпается «в хлам». После чего потребуется сложное и дорогое эндопротезирование.

Я, конечно же, не против таких операций, если уже ничего нельзя сделать. Но надо помнить: кости – это не брёвна, в которые можно вбивать бесконечное количество гвоздей. Кость внутри имеет губчатое строение! И даже после блестяще проведённой операции больной не всегда может вернуться к нормальной ходьбе, а про футбол, бег и даже скандинавскую ходьбу он может забыть уже навсегда! Конечно, в случаях правильной психофизической подготовки ноги к операции на специальных тренажёрах в Центре доктора Бубновского к большинству оздоровительных процедур можно будет вернуться и после эндопротезирования. Но лень или нетерпение часто не позволяют человеку пройти специальную подготовку к этой операции и тем самым обеспечить максимально возможный положительный результат. Чаще к нам обращаются не до, а уже после операции, когда что-то изменить уже очень сложно.

Дайте суставам работу. Но не перегружайте!

Какая же активность допустима при артрозах и какие упражнения необходимы? Я не запрещаю при артрозе ходить, бегать лёгкой трусцой, передвигаться на велосипеде (а не жать на педали для скорости!). Физиологически питание сустава происходит благодаря работе собственных мышц, которые выполняют насосную функцию, а вовсе не благодаря уколам гиалуроновой кислоты или других лекарств. В процессе гимнастики вырабатывается суставная жидкость (смазка), которая и обеспечивает функцию суставов – сгибание-разгибание. Поэтому и в качестве профилактики, и для восстановления необходимо помнить следующие правила.

Для поддержания работы сустава нужны упражнения на сгибание, разгибание, отведение, приведение. Но при артрозе эти упражнения должны выполняться в декомпрессионном режиме. Анатомически сустав имеет четыре поверхности, которые выполняют эти четыре движения, но при сгибании и разгибании коленного сустава необходимо создать такие условия, при которых суставные щели не трутся друг о друга, иначе упражнение нанесёт вред суставу. Именно это и происходит во время игры в футбол, бега, езды на велосипеде и длительной ходьбы.

Суставы любят, когда о них заботятся, то есть регулярно выполняют упражнения для мышц и связок суставов, которые «кормят» сустав. Не верьте внутрисуставным инъекциям: это прямая травма для мягких тканей сустава.

Суставы любят холодную воду и боятся тепла. Короткие погружения конечностей в холодную воду – ванну или прорубь – в сто раз полезнее, чем длительно действующие разогревающие мази. Холодная вода снимает воспаление и улучшает кровообращение, а длительное тепло (кроме бани), а именно мази и горячие ванны, резко ухудшает кровообращение, и в результате этого воспалительная реакция усиливается.

Не обязательно выполнять длительную гимнастику – достаточно и четырёх упражнений, но выполнять их нужно тщательно и сериями.

В издательстве «АН» вышла книга Леонида Ивашова «Геополитика русской цивилизации»

,

В издательстве «АН» вышла книга Леонида Ивашова «Геополитика русской цивилизации». Это очень примечательный и своеобразный труд, с которым мы продолжаем знакомить наших читателей.


Мирный синтез

В предыдущей статье мы с вами и с автором книги генералом Ивашовым выясняли православные корни российского коммунизма. Эта способность к синтезу традиций, к относительно мирному встраиванию иных ценностей и «ассимилированию» их в своём обществе вообще уникальная способность русских. Вспомним «плавильный котёл» Америки – там десятки и даже сотни разных традиций разбиваются в «мелкие дребезги», и из них уже выплавляется особая американская нация. Да, китайцы, евреи, русские, индусы – они все в США сохраняют некоторый национальный колорит. Но он неразделимо встроен в главную американскую цель – разбогатеть любой ценой.
Десятки же наций и народностей России и СССР взаимно переплетались и дополняли друг друга, обогащая соседей своими уникальными знаниями и традициями.
Казалось бы, говорить о мирном синтезе после кровавой сечи революции и Гражданской войны несколько нелепо. Но давайте посмотрим на то, как пришедшее на Русь православие изменилось под влиянием местных условий. Оно ведь тут стало совсем не тем, чем было в Византии. У нас Масленица органично перетекает в Великий пост, а поминальные сто граммов, накрытые коркой чёрного хлеба, на могиле стоят под крестом, как бы священники ни пытались изжить эту языческую традицию. А ведь 10 веков прошло. Так и Моральный кодекс строителя коммунизма мало отличается от заповедей доброго христианина, если убрать из них Бога и добавить классовую теорию.
И ещё один момент в становлении русского характера влияет на его уникальность: русский народ формировался на полиэтнической основе. Большие пространства расселения, суровый климат, враждебное окружение требовали не завоевания других народов и племён и превращения их в рабов, а вовлечения на равных в общий процесс выживания и развития. Да, первый этап экспансии тоже происходил «огнём и мечом». Но после «принуждения к миру» русские не ограничивались банальным грабежом и вывозом «в метрополию» местных ресурсов, чем занимались британские джентльмены в Америке, Индии, Китае – да везде, где они появлялись. Русские стремились поднять покорённые коренные народы до своего уровня культуры, в то же время обогащались не только материальными благами «малых» народов, но и цветами их культур, традиций и характеров. Врывались в стойбища, аулы и кишлаки, оставляя после себя больницы, библиотеки и планетарии. Русский – это не национальное осознание, а державно-геополитическое.

Русский евразиец

Если заглянем глубже в отечественную историю, обнаружим интересный факт: среди великих и выдающихся русских имён много, если не большинство, тех, кто иных кровей, но по-настоящему принял русскую сущность, сохранив свои национальные качества. Это явление не интернациональное, а глубоко национально-цивилизационное, цельное и по характеру, и по сущности.
Русский архетип сделал наш народ одним из самых результативных народов мира. В нас заложена идея служения не только Богу, но и человечеству.
Большую роль в воспитании человека Российской империи на огромном евразийском пространстве сыграл указ императрицы Екатерины II о признании ислама второй государственной религией России. Такое, когда государство добровольно отдаёт часть своего духовно-религиозного пространства другой конфессии, случилось впервые в истории человечества. Это было осознанное решение о расширении рамок русского архетипа и формировании евразийца. Взаимодействие двух религий, возможность исповедания буддизма, языческих верований при лидирующей роли православия сформировали евразийский архетип русского человека. Он православен, но лоялен к иным верам. Более того, готов воспринимать их традиции и, творчески переосмыслив, имплантировать их в свои собственные.
Отсюда и удивительная лёгкость, с какой русские по воспитанию вливаются в чужие общества и легко в них встраиваются. Отсюда и то, как удивительно органично русские ценности ложатся на чужие ценности. Эта пластичность и одновременно твёрдость в принципах делают российскую шкалу ценностей, русский разум, русский смысл жизни и развития приемлемыми для всех народов и конфессий мира. Православно-славянская чистота христианства в сочетании с чистотой и умеренностью ислама, сформировавшегося на российском (советском) пространстве, традиция спокойного восприятия буддизма и других религий народами России, коллективистский принцип жития и приоритет духовно-интеллектуального над материально-потребительскими смыслами жизни и развития позволяют надеяться, что именно наши ценности станут стандартами будущего мира.
Упомянутый в прошлой статье немецкий философ Вальтер Шубарт писал, что человечество выработало в себе четыре архетипа человека – гуманистический, мессианский, аскетический и героический. Но только русский человек вобрал в себя все эти качества одновременно. А это значит: русский архетип универсален, он в большей степени, чем другие, соответствует тому образу, который предназначался для жизни на земле.

Читайте также:
Л. Ивашов «Опрокинутый мир»

Спрашивайте книгу в книготорговых сетях:
«ЧИТАЙ-ГОРОД» 8 (800) 444-8-444
«ЛАБИРИНТ» 8 (499) 920-95-25
«БУКВОЕД» 8 (812) 601-06-01

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ КНИГИ – НА САЙТЕ WWW.LITRES.RU

Распространение электронной версии еженедельника «Аргументы недели» осуществляется учредителем - ООО «Издательство «Аргументы недели», юр.адрес: 119002,ул.Арбат, д.29,1-й эт, пом.IV.ком.2, ОГРН 1207700354223